После того как вы поймете, чем вас не устраивают ваши нынешние датчики, и что вы хотели бы услышать от будущих, наступает волнительный момент выбора конкретных моделей. Существует три основных способа сделать это.
1. Выбрать такой же звукосниматель, как у известного артиста.
Как правило, все варианты гитарного звука уже придуманы кем-то известным до нас. И подбирая саунд своей мечты, мы сознательно или подсознательно ориентируемся на какое-то ранее услышанное звучание. Ведь если уж мы и решаем играть на гитаре, то значит, нам нравится гитарный звук, слышанный где-то и когда-то.
Узнать на какого типа гитаре и с какими примерно датчиками играет гитарист с симпатичным вам звуком, для того чтобы попытаться воссоздать его самостоятельно также является весьма популярным способом подбора датчиков. Например, если вы поставите Seymour Duncan 59 Model на Les Paul то будете очень близки к звуку Jimmy Page, а если установите DiMarzio Mo' Joe на Stratocaster то сумеете подобраться к саунду Joe Satriani.
При этом нужно четко разделять симпатии к музыке того или иного артиста и симпатии к его звуку. Оно может совпадать, а может, и нет. Мне, например, совсем не нравится звучание Ritchie Blackmore, хотя его музыка кажется очень красивой. И совсем иная у меня история с Zakk Wylde, чей звук, кажется весьма привлекательным, а композиции никак не цепляют. Поэтому если я когда и пытаюсь играть что-то из Deep Purple, Rainbow, то скорее звуком, более близким к Zakk Wylde, а не Ritchie Blackmore.
В настоящее у очень большого количества звездных гитаристов есть свои именные звукосниматели, которые производитель выпускает специально его поклонников. А если у кого-то из рок-старов и нет своего подписного датчика, то благодаря многочисленным интервью, опубликованным в сети интернет, очень легко выяснить какие звукосниматели предпочитает тот или иной музыкант. В большинстве случаев можно даже не читать интервью, поскольку если уж не именные датчики, то именные гитары имеют чуть ли все, и описания этих гитар есть на сайтах производителей.
Ориентируясь на звучание известного гитариста, надо всегда делать поправку на особенности звукоизвлечения. Например, Alex Skolnick, используя в группе Testament связку из Les Paul и Seymour Duncan 59 Model, получал совсем не "пейджевское" звучание, а нечто более агрессивное, для большинства людей с 59 Model недоступное вследствие слабого звукоизвлечения.
2. Купить бестселлер.
Среди звукоснимателей также как и среди всех других товаров есть позиции, которые лидируют в сердцах (и корзинах покупателей). И если у вас не очень много информации о звукоснимателях, то имеет смысл рассмотреть вариант с покупкой популярной модели. По крайней мере потом вам будет намного легче продать ее на вторичном рынке.
Если верить в то, что для малоопытного человека покупка звукоснимателя является чем-то близким к лотерее, то по теории вероятности у популярных моделей шансов понравиться намного больше. Ведь совсем не случайно их выбрало так много людей до вас. Тем более звукосниматели – это не такая богатая индустрия, как, те же мобильные телефоны. Гигантских рекламных бюджетов тут не наблюдается и это дает основания надеяться на то, что популярные модели – это реальный выбор народа, а не «распиаренная пустышка».
К безусловным плюсам популярных моделей можно отнести и тот факт, что для многих людей они являются некими стартовыми эталонами, с которыми сравниваются все остальные датчики. То есть, если вы, например, знаете как звучит Gibson 498T, то вам будет проще понять объяснения друзей, производителей или продавцов о том, что тот или иной датчик «более мощный, менее низастый, не такой чувствительный и т.д.» относительно 498T. То есть в голове у вас постепенно начнет складываться целая вселенная со звукоснимателями, которые будут находиться каждый в своей определенной зоне.
К самым популярным звукоснимателям всех времен и народов относятся две пары датчиков топовых производителей: Seymour Duncan JB и Jazz, DiMarzio Super Distortion и PAF Pro. На тему сравнения этих моделей сломано немало копий как в интернете, так и за его пределами. Четкого ответа дать так же невозможно, как решить, кто более заслуженный в тяжелой музыке: Ozzy Osbourne или Iron Maiden.
Кстати, Dave Murray из Maiden очень любит Super Distortion, а по воспоминаниям Mike Shannon, самого крутого мастера фирмы Jackson, который делал гитары для Randy Rhoads из Ozzy, у Рэнди в бридже был именно JB. Вот и слушайте, думайте, решайте, чей звук вам ближе. И таких примеров среди топовых гитаристов невероятное множество.
3. Перепробовать как можно больше разных звукоснимателей, и понять, какие из них наиболее приятно звучат для ваших ушей.
Это идеальный способ. Однако, он может потребовать достаточно много времени, сил и финансов. Хотя, если вы играете много лет и общаетесь с большим количеством гитаристов, то скорее всего у вас есть представление о том, как звучит тот или иной датчик, используемый в близкой вам музыке. Но если вы находитесь в самом начале своего гитарного пути, то возможности оперативно перепробовать какую-то значительную часть датчиков скорее всего у вас отсутствуют.
Конечно, в наше время очень хорошим помощником является интернет с тысячами видео-роликов о тех или иных звукоснимателях. Однако, тут надо помнить, что один и тот же датчик на разных гитарах и в разных руках ведет себя неодинаково. И если вы приобретете, например, DiMarzio EJ Custom, то совсем не факт, что зазвучите как Eric Johnson. Хотя бы просто потому что, звучать как Eric Johnson мало у кого получится.
Очень многие люди являются противниками замены датчиков. Их аргумент: на фабрике производитель провел множество испытаний и подобрал самые подходящие для той или иной гитары датчики. Против этого можно много чего возразить. Начнем с того, что если посмотреть на количество гитар в каталогах крупных производителей, то выяснится, что их намного больше самых разных, нежели моделей датчиков, которые использует тот или иной производитель. А во-вторых, все люди абсолютно разные, и точно также как одежда сшитая на заказ сидит на вас лучше нежели “фабричное платье”, так и гитара в которой все до единой детали конструкции стоят в соответствии с вашими вкусами и стилем игры, будет лучше звучать в ваших руках.
Замена звукоснимателей, если речь идет о профессионального уровня инструменте - это не попытка улучшить его в каком-то абсолютном измерении, а скорее его подгонка под ваши индивидуальные особенности. Также как выбор определенных моделей медиаторов и струн. В конце концов, гитара - это элемент творчества, цель которого создание красоты. Подбор звукоснимателей - это тоже творчество. И красота звучания (даже если ее никто кроме вас не оценит) - это весьма достойная цель.
Автор статьи: Сергей Тынку