МЭТТ БЕЛЛАМИ: ЗВУКИ КОСМОСА ДЛЯ ВСЕХ

МЭТТ БЕЛЛАМИ: ЗВУКИ КОСМОСА ДЛЯ ВСЕХ

О британской группе Muse можно сказать скучно и избито: «Если бы этой группы не было, то её стоило бы придумать!» Тем не менее, это верно: группе удалось стать стадионными героями не только для условно молодого поколения, умело сочетая в своей музыке и новое в меру модное звучание, и подлинную рок-н-ролльную традицию. 9 июня исполняется 40 лет лидеру Muse, гитаристу, певцу и мультиинструменталисту Мэтту Беллами (Matt Bellamy), и это отличный повод для того, чтобы вспомнить о том, какие же инструменты и оборудование делают звук Muse не только актуальным, но и действительно интересным для столь большого числа слушателей.

Не каждый гитарист способен заслужить звание «Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) нового поколения». У Мэтта Беллами это получилось – как всякий настоящий рок-музыкант с непроизвольным, быть может, осознанием собственного величия, он одновременно не пренебрегает достижениями своих предшественников на рок-поприще, и умело встраивает эти достижения в представления нынешнего слушателя о современной, именно современной рок-музыке. Отсюда – уместные сравнения Muse и лично Мэтта с первопроходцем стиля Чаком Берри (Chuck Berry), Led Zeppelin и Queen одновременно. И никого в большом мире эти сравнения не шокируют – там привыкли воспринимать рок-н-ролл не только в альбомном формате, но и как музыку составляющую фон жизни молодого человека, в том числе на концертных аренах. Одним словом, Muse уверенно и на долгие годы вросли в рок-мэйнстрим всей планеты.

Но такое врастание не было бы возможно без нахождения группой собственного, индивидуального звучания, а звучание, понятно, невозможно без неповторимого и уникального набора сценической и студийной аппаратуры. Для Muse это прежде всего гитары, обработки и усилители Мэтта, поскольку, будучи трио, коллектив по своей несколько космической звуковой концепции (частично подкреплённой оформлением обложек альбомов) вращается вокруг партий гитары, вокала и отчасти клавишных. И хотя сам Мэтт с гордостью заявляет о том, что «настали времена, когда электрогитара больше не является инструментальным стержнем группы, а лишь одной из звуковых красок», у самих Muse дело обстоит не так. Какая же группа Muse без запоминающихся и местами довольно нестандартных партий гитары Мэтта?

Хотя основными гитарами Мэтта являются заказные инструменты Manson разработки и изготовления британского лютьера Хью Мэнсона (Hugh Manson), на всех этапах карьеры музыкант использовал и серийные инструменты привычных брендов. Например, гитары Gibson SG Standard с самого начала ещё любительской карьеры Muse использовались Мэттом более-менее постоянно, в том числе во время концертных туров 1999 и 2000 годов. Также подобный Gibson был активно задействован во время студийной работы над альбомом “Absolution” (2003). К очевидным гитарам Fender Standard Stratocaster Мэтт пришёл гораздо позже – утверждается, что именно общеизвестные инструменты использовались с максимальной интенсивностью на записи предпоследнего альбома Muse “2nd Law” (2012), а также во время турне в его поддержку. Конечно, здесь нужно вспомнить, что одной из самых ценных для Мэтта гитар и одновременно его первых профессиональных инструментов вообще – это Fender Freddie Tavares Aloha Stratocaster, выпущенный в середине 90-х ограниченной серией менее 200 экземпляров. Гитара названа в честь музыканта Фредди Тавареса (Freddie Tavares, 1913–1990), внесшего немалый вклад в создание собственно модели Fender Stratocaster. Инструмент Мэтта имеет алюминиевую расцветку корпуса, на нём музыкант много играл во время турне 1999–2001 годов, а потом его партии можно услышать на всех студийных альбомах группы до “The Resistance” (2009) включительно.

Также на грани веков Мэтт активно задействовал в концертных программах гитару Peavey EVH Wolfgang с 22 ладами, и длиной мензуры 25 1/2" (648 мм). Но истинным фаворитом тех ранних туров – и одной из основных гитар на сцене – была Yamaha Pacifica 120S, которая, по словам лидера Muse, в связке с одним или двумя усилителями Roland Jazz Chorus 120 вообще в значительной степени с самых ранних лет определила звучание коллектива и на сцене, и в студии. И на последнем и не самом типичном для группы по звучанию альбоме “Drones” (2015) Мэтт ко всеобщему удивлению вновь применял подобную комбинацию гитары и усилителя. Также на ранних альбомах Muse Мэтт активно применял Gibson Les Paul Double Cut Lite и Gibson Les Paul Double Cut Pro – в немалой степени подобный выбор музыканта предопределил решение бренда о перевыпуске комбинированной модели гитары Gibson USA Les Paul Special Double Cut 2015, оснащённой двумя звукоснимателями-синглами P-90SR с сердечниками из сплава Alnico V. А в январе этого года на рынок поступила очередная подобная модель гитары, в пресс-релизе которой открыто упоминалась группа Muse и исходные инструменты Мэтта – ею стала Gibson Les Paul Special Double Cutaway. Гитара Gibson Les Paul (но с звукоснимателями-хамбакерами) также имеется в арсенале Мэтта, но её предназначением в аранжировках является запись соло. А в 2001–2004 годах в ходе концертов фронтмен Muse часто играл на гитарах Ibanez Destroyer и Ibanez Iceman – именно эти инструменты частенько фактически приносились в жертву на сцене, ведь разбивание гитар – это один из фирменных концертных приёмов Мэтта. И, наконец, самая нетипичная для Мэтта гитара, несколько раз появлявшаяся в его руках опять же на сцене – Gretsch G1627.

Но даже при таком разнообразии гитар, в том числе заказных Manson, чистый звук не очень интересует Мэтта – не будет преувеличением сказать, что неповторимой основой аранжировок Muse является именно глубоко обработанное гитарное звучание. Если на гитарах Manson обработка обеспечивается встроенными эффектами, позволяющими даже добиваться режима управляемого фидбэка, то с серийными инструментами Мэтт работает посредством одновременно педалборда и рэковых и напольных процессоров. В настоящий момент музыкант и на концертах, и в студии пользуется рэковым процессором TC Electronic G-Major 2, где в основном им задействуется дилей и функции изменения тональности. Плюс начиная с турне в поддержку альбома “The Resistance” (2009) важным элементом педалборда Мэтта являются процессоры DigiTech Whammy 4 или DigiTech Whammy DT Drop Tune – второй из них был задействован и в студии во время записи альбома “Drones”. Данная комбинация процессоров пришла на смену любимой обработке музыканта Roland VG-8EX, для работы с которой на ряде его гитар были установлены полифонические звукосниматели Roland GK-2A. А для создания всегда хорошо работающих для слушателя эффектов перехода высокой вокальной партии в начало гитарного соло, в том числе и при записи альбома “The 2nd Law” используются процессоры Tech21 SansAmp GT2, являющиеся эмуляторами ламповых гитарных усилителей. Причём на записях Muse использовался как один такой процессор, так и два в стереорежиме – при этом процессор левого канала имеет задержку прохождения сигнала 45 мс относительно процессора правого канала.

Как уже говорилось выше, основу гитарного усиления Muse на раннем этапе профессиональной деятельности группы составляла пара комбоусилителей Roland Jazz Chorus 120, однако в студийной деятельности при подзвучке двумя универсальными микрофонами они применяются трио до сих пор. Но за концертное звучание сейчас у Мэтта отвечает усилитель Diezel VH4 (100 Вт), четырёхканальный предварительный усилитель которого (Clean / Crunch / Mega / Lead) и возможность управления по протоколу MIDI обеспечивает возможность его использования в любой конфигурации тракта гитарной обработки и усиления. До перехода на Diezel Мэтт работал с усилителем Marshall JCM 2000 DSL (100 Вт) и, по его словам, он позволял добиться желаемого «настырного чистого звучания», причём в 90% ситуаций музыкант пользовался только одним каналом из двух. Зато усилитель Marshall 1959HW и сейчас стоит в концертном комплекте Мэтта. В студии Мэтт работает и с классическими усилителями Vox – всем известной моделью AC30 и винтажным Custom Classic AC30CCH 1964 года, который музыкант чрезвычайно ценит за получение «чрезвычайно жалящего и одновременно традиционно британского» гитарного звука в режиме Top Boost. Как видите, при всём модернизме звучания музыкального материала Muse, оно достигается в достаточной мере традиционными техническими средствами.

Это высказывание в высшей степени справедливо и по поводу микрофонного парка Muse. Как всякий нормальный рок-коллектив, трио использует общеизвестные вокальные и инструментальные микрофоны Shure SM57 и SM58, а в студии Мэтт предпочитает записывать вокальные партии посредством личного Neumann U-67, «чтобы добиться большей выразительности и доверительных интонаций, в том числе в тихих номерах». Оказывается, для создания рок-звучания подлинно XXI века совершенно не нужно быть постоянно озабоченным наиновейшей аппаратурой и гитарными обработками, а пользоваться традиционным оборудованием, внимательно читать мануалы и вообще иметь в голове чёткое представление о том, какую музыку вы хоите играть и делиться ей с человечеством. И тогда ваши усилия будут оценены соответственно – как это и случилось с Muse.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая