МЭТТ ГАРСТКА: БАРАБАНЩИК-ВИРТУОЗ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

МЭТТ ГАРСТКА: БАРАБАНЩИК-ВИРТУОЗ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Само определение «барабанщик-виртуоз» отдаёт какой-то старозаветностью. Кого можно себе представить – почтенного музыканта, как бы не перевалившего за своё 50-летие? Да и кого вообще публично и широко называли «барабанщиком-виртуозом» после бывшего лидера Dream Theater Майка Портного (Mike Portnoy)? Так вот, следующим музыкантом, о котором совершено непрофильные СМИ изъясняются тем же выражением – 30-летний музыкант инструментального состава Animals As Leaders Мэтт Гарстка (Matt Garstka). Мэтта именуют именно «виртуозом», и он этого заслужил. Заслужил не без помощи простых и надёжных компонентов своей ударной установки.

Мэтт – редкий в наше время барабанщик, который справедливо считается таким же лицом группы, как и её лидер. Точнее говоря, когда речь заходит о шизофренической смеси металкора и гиперскоростного фьюжна, которым и славна группа Animals As Leaders, невозможно не понять, что барабанщик в ней должен играть совершенно небанальные партии, что Мэтт и делает. Никаких разговоров о «философии барабанщика» – музыкант называет себя «концептуальным композитором и исполнителем», признаётся, что предпочитает исключительно звук акустических барабанов, подзвученных микрофонами – никаких триггеров и подстановок сэмплов в финальной записи! – и открыто называет своими кумирами исключительно джазовых и фьюжн-барабанщиков. В числе любимых музыкантов Мэтта – такие великие имена, как Дэйв Уэкль (Dave Weckl), Тони Уильямс (Tony Williams), Стив Гэдд (Steve Gadd), Деннис Чэмберс (Dennis Chambers) и Билли Кобэм (Billy Cobham). Один этот список объясняет интерес Мэтта к сложным ритмическим размерам и параллельному использованию двух ритмических рисунков одновременно. В свою очередь, нелюбовь к триггерами и сэмплам происходит от личного мнения музыканта о том, что в обоих случаях становится невозможной достоверная передача динамики игры на большом барабане и как минимум напольных томах. Вообще же Мэтт считает себя более «нижним», нежели «верхним» барабанщиком и признаётся, что даже на сегодняшнем уровне разучивание «верхних» партий даётся ему с некоторым трудом. Хотя музыкант и признаёт, что в этом отношении он нетипичен: «Обычно руки у человека куда более музыкальны, нежели ноги!»

Но, каковы бы ни были глубинные предпочтения Мэтта, студийным записям Animals As Leaders предшествует кропотливая демо-работа – и здесь музыкант выходит за пределы инструментального традиционализма. Ритмические рисунки первоначально придумываются гитаристом и лидером Animals As Leaders Тосином Абаси (Tosin Abasi) на основе собственных риффов, а Мэтт осуществляет на их основе черновое программирование барабанов при помощи программы Logic Pro X. Возможен и более простой и экономичный для Мэтта подход – на демо-этапе он записывает опять же черновые партии посредством электронной установки Yamaha DTX. При этом он делит свои партии на «прямые» и «концептуальные», первые он, по его собственным словам, способен сыграть с нуля, над вторыми он работает вплоть до трёх недель. И только после такой отработки материала следует его запись.

По словам Мэтта, он предпочитает для записи обычные акустические барабаны исключительно потому, что ему просто нравится звук инструментов с кленовыми корпусами. Музыкант с начала своей карьеры является эндорсером бренда Tama и, несмотря на то, что до последнего времени он активно пользовался малыми барабанами Tama Bell Brass 6.5"×14", Tama Starclassic Brass и Tama Starphonic Brass (оба – 14") с металлическими (колокольная бронза или латунь) корпусами, на сегодняшний момент его основным малым барабаном является 6.5"×14" Tama с комбинированным корпусом. Этот корпус выполнен из четырёх слоев клена, трёх слоев древесины бубинга (африканское розовое дерево) с покрытием из древесины центральноамериканского кустарника цирикоте (кордия двенадцатитычиночная) толщиной 0.6 мм поверх слоя бубинги. Заказом Мэтта был полностью  кленовый корпус с покрытием из цирикоте, но это решение оказалось невозможно чисто технологически. Результат – очень тёплое звучание малого барабана, однако Мэтт считает, что в подобный звук весьма значителен и вклад пластика Remo Coated Powerstroke 77, установленного на нём.

Заказная ударная установка Мэтта фактически является развитием установки Tama Starclassic Performer B/B, однако же с частично изменёнными размерами барабанов и их номенклатурой, точнее говоря – верхних томов (у Мэтта они имеют размеры 7"×8", 7"×10" и 8"×12"). Напольные томы – со стандартными для этой комплектации размерами 12"×14" и 14"×16", а большой барабан – 16"×22". Главное отличие от стандартной установки – материал корпусов барабанов: вместо комбинации берёзы и бубинги используется, как и на малом барабане, клён и бубинга. Аналогично на корпусах всех барабанов применено наружное покрытие из древесины цирикоте. Пластики – Remo Coated Emperor (верхние) и Remo Clear Ambassador (нижние) на томах и Remo Coated Powerstroke 4 на большом барабане. Применяемая педаль хай-хета – Tama Iron Cobra, сдвоенная педаль большого барабана – Tama Iron Cobra Rolling Glide, а сиденье барабанщика – Tama Round-Rider Hydraulix. Вся арматура ударной установки – также Tama.

Эндорсерский договор существет у Мэтта и с брендом Meinl, и из всех тарелок данного производителя он предпочитает в студийной и концертной работе серию Byzance, начиная от тарелок хай-хета, а конкретно говоря – от моделей 14" B14SAH Byzance Vintage Sand Hat либо 13" Extra Dry Hat. Райд-тарелка – 22" Vintage Pure Byzance, крэш-тарелки – 18" Extra Thin Jazz Byzance, которую музыкант иногда заменяет на 18" Dual Byzance, и 18" Extra Thin Hammered Byzance (также может заменяться на 20" Dual Byzance). Чайна-тарелка – 18" Extra Dry Byzance, либо 18" MB20. Непривычно увидеть в установке Мэтта сплэш-тарелки Traditional Byzance (6" или 8"), но для исполняемого им хэви-фьюжнового материала они неизбежны. Самая необычная тарелка в арсенале виртуоза – «слоёный пирог» Matt Garstka Signature Phat Stack, представляющая собой сложенные выпуклыми сторонами вместе 18" крэш- и 16" чайна-тарелку, устанавливаемую в крайне правой позиции. Эта комбинация добавляет сухости и «песка» в общее звучание тарелок Мэтта – он не скрывает своей симпатии к нему, и считает, что но идеально походит к групповому звуку Animals As Leaders. Иногда, но очень редко, эта составная тарелка заменяется на серийную тарелку Matt Garstka Signature Jazz China.

Безусловно важной частью оборудования настоящего барабанщика-виртуоза являются удобные в игре палочки – будучи эндорсером бренда Vic Firth, он использует модели American Classic 55A, и именные палочки Питера Эрскина (Weather Report) Peter Erskine Ride Stick SPE2 и Томаса Хааке (Meshuggah) Tomas Haake SHAA. Но самыми удобными палочками музыкант считает, конечно же, собственные именные Matt Garstka SGAR. Таким образом, при всей своей устрашающей виртуозности Мэтт является ещё одним типичным американским барабанщиком, продолжающим дело тамошних студийных профессионалов – это очень хорошо понятно и из его предпочтения в области звучания барабанов и технологии их записи исключительно микрофонами в большой по объёму студии, и уж тем более из его инструментария.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая