КОМПАКТ-ДИСК ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Любовь широкого населения к диджитализации окружающего мира наносит изрядный ущерб музыканту, причём неважно, начинающему или опытному. И одна из любимых тем вот таких «широких слушателей», кому и музыка в общем-то не нужна, разве только в качестве ничего не значащего фона уже набила оскомину: «компакт-диски сейчас никому не нужны!» Никому? Ну разве только вот таким нерадивым слушателям, а вот думающим музыкантам прощаться со столь удобным физическим форматом ещё очень и очень рано.
Для современного музыканта, тем более с совершенно независимым статусом, компакт-диск (CD) един в двух лицах. Это и коммерческий продукт, и один из важнейших промо-инструментов – причём, скажем так, с двусторонним действием. Ведь он призван одновременно и принести радость слушателю, приходящему на концерты конкретного артиста или коллектива, и нужен для того, чтобы обратить внимание на музыканта серьёзных представителей шоу-бизнеса – издателей, промоутеров и журналистов. Причём нужно отметить, что приёмы работы с CD как промо-продуктом, изобретённые на «низовой», независимой сцене к сегодняшнему дню успешно перекочевали в мэйнстрим. Так, по оценке американской музыкальной прессы 18 из 39 CD-альбомов, попадавших в прошлом году на вершину коммерческого чарта еженедельника Billboard, продавались не сами по себе, а как составная часть пакета (Bundle) совместно с мерчандайзом или даже концертными билетами. Торжество независимого подхода к CD-альбому налицо.
Однако на независимом уровне роль CD, то есть качественного и недорогого физического носителя ещё и является психологической – смотрите, мы серьёзная группа с собственным альбомом на CD! Не надо забывать, что размещение музыкального контента на цифровых витринах и стриминговых сервисах ныне хотя и является фактически обязательным и безусловно желательным, оставляет за собой некую недосказанность: эта музыка существует исключительно в вашем смартфоне в нематериальном виде файлов. То есть налицо удар по самолюбию музыкантов: мы что, вкладываем время, усилия и финансы в нечто, что и руками потрогать нельзя? Ну, извините, инструменты и звуковое оборудование у нас материальны, значит мы также вправе рассчитывать на материальный результат. По-хорошему говоря, в нынешний момент CD может и должен рассматриваться как важная часть первичного набора мерчандайзинга артиста – это, помимо CD, майка, магнит и гитарный медиатор с вашей символикой, открытка формата A6 и мини-плакат формата A4. Однако необходимо помнить при выпуске собственного CD о ряде немаловажных деталей.
Прежде всего, нужно помнить о высоком качестве звучания и дизайна финального продукта. Не забывайте, что основная аудитория для CD, пусть даже таких «самиздатовских», с тиражами от 100 до 300 копий – люди под 30 и уж точно за 30 лет, у которых вполне можно ожидать наличия дома звуковой аппаратуры хотя бы класса Hi-Fi. Следовательно, не пожалейте денег на качественный мастеринг фонограммы и обратитесь к действительно квалифицированному и опытному специалисту в этой области. С нормальным дизайном – то же самое: аудитория, покупающая CD, уже имеет какие-никакие, а коллекции физических носителей, а раз так – то ей нужен хорошо выглядящий продукт. Конечно, упаковывать CD в «стекло» (стандартная коробка типа Jewel Case) или делать дижипак (Digipak) или вообще мини-винил «в картонке» – это ваш выбор, однако опросы серьезных коллекционерских Web-сайтов свидетельствуют о том, что серьёзные меломаны предпочитают CD всё же в жёсткой полноразмерной коробке с печатным задником (Inlay). Постоянно помните и о качестве дизайна и его коммерческой привлекательности – покупатель в первую очередь смотрит на упаковку, то есть на картинку на ней. Знайте, что в 70-е и 80-е обложку грампластинки (LP) на полном серьёзе величали её третьей стороной.
И ни в коем случае не покупайтесь на то, что записать CD-R (пусть даже с полиграфическим оформлением) обойдётся вам дешевле, нежели отпечатать тираж нормальных «серебряных» CD (Silver Disc). Дешевле-то оно дешевле, но CD-R на сегодняшний день неспособен сгенерировать серьёзного отношения к людям, издающим свои записи таким образом. По общему мнению ряда американских независимых издателей, группа, не имеющая в своём арсенале достижений именно «серебряного», CD заводского изготовления (а не «записного» CD-R), не в состоянии заинтересовать своими фонограммами хоть кого, до современных посетителей концертов включительно. Вложения в серьёзное отношение самых разнородных меломанов к себе – это всегда ценные инвестиции.
Безусловно, всё вышесказанное в первую очередь работает для англоязычных музыкантов или инструментальных составов, нацеленных именно на общемировой успех и работу с аудиторией большого мира. Серьёзное отношение к вашему физическому аудиопродукту, то есть CD, обусловлено и опытом тамошней аудитории, и её привычкой работать с таким важной витриной для физических носителей, как сервис Bandcamp.com, о котором мы уже писали. Наш потребитель любит дижипаки и упаковки типа «мини-винил» – так сделайте ему красиво! Тем же, кто в очередной раз сообщит вам, что CD – это немодно, предложите сравнить цены на изготовление CD по полному циклу, то есть с полиграфией, с соответствующими ценами на производство ставшего модным винила и компакт-кассет, и понаблюдайте за реакцией. Плюс ко всему CD обладает ещё одним неочевидным преимуществом – музыкальный материал с него может быть скачан и перезалит в любое цифровое устройство, причем в формате WAV, то есть с таким ценимым ныне loseless-качеством. Так что хорошенько подумайте, стоит ли вам отказываться от такого ценного промо-продукта как CD, что бы и кто бы не говорил о его «немодности». Вы же обычную электрогитару немодной не считаете?
Всеволод Баронин