МЕЖДУ КАНАВКОЙ И ЦИФРОЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИГРЫВАТЕЛИ ВИНИЛА

МЕЖДУ КАНАВКОЙ И ЦИФРОЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОИГРЫВАТЕЛИ ВИНИЛА
Второе рождение формата виниловой грампластинки, случившееся на исходе 2000-х годов породило новое устройство, в котором классическая, то есть механическая технология воспроизведения звука пересекается с современностью. Точнее говоря, с цифровыми форматами записи музыки.

Некоторые технические обозреватели склонны говорить о рождении «цифровой магнитолы», но на деле системы, о которых мы будем говорить, представляют собой компонентный проигрыватель винила, оснащенный аналогово-цифровым преобразователем (АЦП) и USB-портом для сопряжения с компьютерами или мобильными устройствами. То есть преобразование музыки в цифровой формат происходит здесь в реальном масштабе времени. Одновременно подобные проигрыватели оснащены и привычным аудиовыходом с фонокорректором, то есть небольшим усилителем, исправляющим исходные неточности частотной характеристики грампластинки. Во всех материалах, посвященных подобным проигрывателям, подчеркивается, что они ни в коем случае не предназначены для тех меломанов, кто привык к теплому звуку винила еще в эпоху его практически безраздельного господства на рынке звуковых носителей. Аудитория этих проигрывателей — те, кто только вступает в многообразный мир виниловых носителей и желает, чтобы звучание винила всегда было с ним, пусть и в современном формате аудиофайлов.

Одним из самых простых и доступных проигрывателей подобного рода на сегодняшний день является разработка компании Sony 2015 года Sony PS-LX300 USB. По классификации былых времен этот проигрыватель в черном корпусе следует назвать «проигрывателем-автоматом», поскольку он воспроизводит грампластинки форматов LP (Long Play или «гигант») диаметром 12” (305 мм) и SP (Single или сингл) диаметром 7” (178 мм) без необходимости ручного вывода тонарма на позицию. Проигрыватель воспроизводит грампластинки на скоростях 33 1/3 и 45 об. / мин. и управление им осуществляется клавишами «Start», «Up / Down» и «Stop». В проигрывателе реализована функция полного автостопа с автоматическим возвращением тонарма на подставку, а в комплект входит адаптер диаметром 1.5” (38 мм) для установки и проигрывания классических грампластинок-синглов с большим диаметром центрального отверстия. Данный проигрыватель снабжен фонокорректором, отключаемым переключателем «Phono / Line» на его задней панели, что допускает подключение к стерероусилителю — обычному или с собственным встроенным фонокорректором посредством разъемов RCA. Соотношение сигнал / шум для аудиовыхода проигрывателя — 50 Дб. Головка звукоснимателя имеет конструкцию с подвижным магнитом (MM, Moving Magnet) и алмазной иглой с эллиптической заточкой. Привод — классический ременный, достоинством которого является гашение колебаний двигателя в тракте механической передачи. Также в комплекте проигрывателя — установочный диск с приложением Sound Forge Audio Studio LE, позволяющим оцифровывать аудиозаписи через USB-порт в форматах mp3, WAV и WMA. Допускается работа проигрывателя и с иным программным обеспечением.



Еще один доступный проигрыватель для тех, кто хотел бы приобщиться к таинствам винилового звучания — Audio-Technica AT-LP60 USB. Да, сами проигрыватели для Audio-Technica — дело новое, но не будем забывать, что именно эта компания долгие годы была ответственной за разработку одних из самых качественных на мировом рынке головок звукоснимателей. А раз модель рассчитана не на самых опытных меломанов, риски, связанные с головкой звукоснимателя, нужно свести к минимуму, и головка с подвижным магнитом, в которой реализована технология Dual Magnet, сделана несъемной. Это никого не должно огорчать: игла ATN3600L является съемной, и ее замену надо проводить не более чем через 400 часов работы проигрывателя. Управление проигрывателем, также являющимся проигрывателем-автоматом с ременным приводом, аналогично реализованному у Sony PS-LX300USB, и точно так же Audio-Technica AT-LP60 USB способен воспроизводить грампластинки форматов LP и SP на скоростях 33 1/3 и 45 об. / мин. Аналогична и коммутация с аудиоусилителями с наличием фонокорректора с и без такового и внешними устройствами, а для решения проблем с коммутацией в комплект проигрывателя входят переходные аудиошнуры 2 x RCA / 3.5” (male) и 2 x RCA / 3.5” (female). Схема и конструкция проигрывателя обеспечивает соотношение сигнал / шум по аудиовыходу лучше 50 Дб и детонацию звука 0.25% на частоте 3 КГц. Преобразование в цифровые файлы производится с параметрами 44.1 либо 48 кГц / 16 бит, и таким образом по качеству эти файлы соответствуют таковым, полученным прямой перезаписью с CD. В комплект входит и необходимое программное обеспечение.


А проигрыватели Audio-Technica AT-LP120-USB CBK и AT-LP120-USBHCBK позиционируются производителем как профессиональные модели, и они впрямь являются таковыми. Мы имеем дело с классическими проигрывателями с прямым приводом опорного диска от 16-полюсного бесщеточного двигателя постоянного тока с высоким крутящим моментом, что обеспечивает фактически моментальный разгон тяжелого алюминиевого опорного диска до требуемой скорости, а именно 33 1/3, 45 и 78 об. / мин., причем для ди-джейских надобностей возможно вращение диска и в противоположную сторону. Для подобных фокусов предусмотрена и регулировка скорости вращения опорного диска в пределах ±10 либо ±20%. И никакой автоматики в управлении движением тонарма! Данные модели требуют более плотного приобщения к магии винила и, соответственно перемещения S-образного тонарма из алюминиевой трубки рукой. Прижимная сила иглы регулируется в пределах 0–4 г, а рекомендуемым параметром является 2 г, что соответствует классике виниловых проигрывателей 70-х годов — да ведь обе модели и выглядят, как выходцы из тех лет. Что очень важно, в данных моделях возможна регулировка силы антискейтинга в пределах 1–8 г, а стробоскопический индикатор скорости вращения опорного диска позволяет осуществлять контроль над воспроизведением любимых записей с завидной точностью. При разработке проигрывателя было учтено, что работать ему придется все-таки в «маловиниловую» эпоху, и потому он оснащен встроенным фонокорректором — соединение с усилителем осуществляется по входу «Line». Комплектация проигрывателя аналогична модели Audio-Technica AT-LP60 USB, а преобразование в цифровые файлы осуществляется опять же с параметрами 44.1 либо 48 кГц / 16 бит посредством приложения Audacity.


Но в чем же заключается разница между моделями AT-LP120-USB CBK и AT-LP120-USBHCBK? Она, как и во времена, когда винил правил миром, в головках звукоснимателя: AT-LP120-USB CBK оснащен головкой AT-HS1 со звукоснимателем AT95E и иглой ATN95E, а AT-LP120-USBHCBK — ультралегкой головкой AT-HS10 с позолоченными соединителями. Возможна установка и иных головок звукоснимателя с соединительным размером ½”. Остается только добавить, что имея соотношение сигнал / шум лучше 50 Дб и детонацию звука менее 0.2%, обе данные модели по своим параметрам и звучанию не просто являются одними из лучших в своем классе «преобразователей», но и превосходят массу виниловых проигрывателей, позиционируемых на рынке как устройства класса Hi End!



Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая