МУЗЫКАНТ В ТОЛПЕ: О ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ НА КОНЦЕРТАХ ДРУГИХ АРТИСТОВ
Что мы на самом деле думаем, находясь на концертах других музыкантов? Точно так же, как учителя могут быть худшими учениками, мы можем быть не самыми лучшими представителями аудитории. Очень часто мы маскируем скромностью наше рвущееся наружу эго и ранимость. Порой мы можем снисходительно или с завистью наблюдать за другими артистами с каменным лицом, не показывая ни одной эмоции. Что же на самом деле происходит у нас в голове, когда на сцене находятся наши коллеги?
Дисклеймер: конечно, этот список относится далеко не к каждому музыканту, но, вероятно, многие найдут в нем знакомые описания чувств и мыслей.
МЫ ОЦЕНИВАЕМ ОБОРУДОВАНИЕ
Пока мы ждем, когда кто-то выйдет на сцену, мы сканируем оборудование, уже находящееся на ней. И совершенно неважно, в каком стиле играют наши коллеги. Гитарист всегда будет внимательно осматривать маленькие цветные коробочки на полу около микрофонной стойки. Высокомерие, проявляемое при оценке педалей эффектов – одна из самых изощренных форм снобизма. Некоторые дешевые бренды кажутся недопустимыми для музыкантов, которые считают себя профессиональными (или хотят, чтобы на них смотрели именно так), некоторые известные бренды кажутся им слишком очевидными, а в слишком дорогих брендах они не видят особой необходимости.
Затем наше внимание привлекают гитары. Так или иначе мы найдем за что зацепиться и как их раскритиковать: они будут, опять же, слишком дорогими (что автоматически будет знаком позерства для нас), либо недостаточно дорогими (а значит, на сцене новички или любители). Более или менее то же самое касается барабанов – еще до того, как мы услышим игру, мы уже решим, будет ли барабанщик просто выпендриваться, никогда не прикасаясь к этим дополнительным пяти тарелкам, или же один лишь том и креш будут звучать очень скучно.
МЫ ОЦЕНИВАЕМ АУДИТОРИЮ
Два критерия, по которым мы судим аудиторию: количество и качество.
С точки зрения продажи билетов, большая толпа - это успех, но это не остановит нас. Половина из этих людей обязательно будет родственниками, которых и за публику-то считать нельзя, потому как посещение концерта – это одно из их семейных обязательств. Естественно, над маленькой аудиторией гораздо проще издеваться: «Не волнуйся, - скажем мы коллеге, - зато все здесь - настоящие фанаты». А про себя мы злорадно посмеемся.
Качество аудитории – это тоже повод задрать нос. Вот мы видим кого-то, кто, скажем, пришел в футболке Ramones, купленной в H&M. Ну уж нет… на наши шоу люди приходят в футболках тех групп, которые они по-настоящему любят! Если, конечно, нам не нужно продавать больше билетов на шоу.
МЫ МОМЕНТАЛЬНО ЗАМЕЧАЕМ КАЖДУЮ ОШИБКУ
Легко мысленно кидаться тухлыми яйцами в сцену, когда мы находимся за ее пределами. Мы прислушиваемся к каждой мельчайшей ошибке, которую никогда не заметит человек, не играющий на инструментах.
Если это менее опытная группа, мы снисходительно качаем головой и даже убеждаем себя, что у них есть потенциал, вспоминая свой первый раз. Если у группы технические неполадки, мы слегка злорадствуем и радуемся, что не мы сейчас находимся на сцене. Если мы видим настоящих профессионалов, которые выкладываются на 200 процентов, и все идет очень хорошо, нам это просто кажется несправедливым. Почему у их гитариста не рвутся струны? Почему барабанщик не роняет палочки? Но даже в такой момент мы можем почувствовать себя немного лучше, подумав о том, что выступление слишком уж выхолощено и отлажено, что даже становится скучно. Рок-н-ролл не должен быть настолько гладким и безопасным! Да как они смеют репетировать так много, что не допускают ни единой ошибки?!
МЫ ДУМАЕМ, ЧТО ВЛАДЕЕМ ПЕСНЯМИ, КОТОРЫЕ ИГРАЕМ
Если мы делаем кавер-версии на какие-то песни, то добавляем в них что-то свое, и со временем они становятся частью нас. Настолько, что когда мы слышим, как другой музыкант исполняет ту же песню, мы чувствуем себя оскорбленными. Они явно не понимают песню в той же степени, что и мы, и, вероятно, украли идею сделать кавер у нас с самого начала.
Они играют кавер на "Sweet Child o’ Mine" в оригинальном Db на стандартной настройке, и упускают то же, что упускают и другие недотепы, когда позволяют своим басистам начинать “Seven Nation Army”. Мы негодуем до такой степени, что даже подумываем о том, чтобы взять другую песню, кавер на которую исполняют находящиеся на сцене, и сделать свою версию. В конце концов, она им не принадлежит!
МЫ ПОДАВЛЯЕМ ЭМОЦИИ
И физически, и эмоционально мы стараемся оставаться невозмутимыми. Мы превращаемся в бездвижные объекты. Отсутствие движений под повторяющийся заразительный бит – это само по себе умение, которое мы отлично отточили.
Точно так же мы отказываемся смеяться над остроумными шутками, пущенными со сцены между песнями, или впечатляться интересными рассказами о приключениях в туре – максимум, что они получат от нас – это кривую сдержанную улыбку.
МЫ В УЖАСЕ ОТ БЛЕСТЯЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ
Преступление, еще более ужасное, чем использование дорогого оборудования – это великолепная игра. Мы пришли на концерт какой-то группы, а не на “Второе Пришествие Джими Хендрикса”. Конечно, мы можем быть впечатлены чьим-то выдающимся талантом (но никогда не покажем этого вам), мы можем быть даже подавлены и унижены (никогда не признаем перед кем-то еще), но все равно мы найдем способ занять высокие моральные позиции – группа на сцене даже не попробовала быть немного скромнее! Что за дурной тон!