БРЮС СПРИНГСТИН: БОССУ – СЕРЬЁЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen) является одним из двух американских рок-исполнителей за всю историю стиля, кого на родине называют не именем, а как бы званием: если Элвис Пресли – это всегда Король, то Брюс – Босс. А какой же Босс без серьёзных и надёжных инструментов? Даже если это не грубые инструменты слесаря или механика, а всё, что нужно для рок-н-ролла.
Своё 70-летие Брюс Спрингстин встречает 23 сентября с невероятным для массы иных играющих-поющих соотечественников достижением: вот уже 44 года, с момента невероятного успеха своего альбома “Born To Run” (1975), он является настоящим символом рок-музыки в самом широком смысле слова буквально для миллионов жителей США. Но и не только для своих сограждан – концерты Брюса и сейчас проходят с неизменными аншлагами по всей планете, как минимум в тех странах, где существует развитая рок-культура. Да и просто вспомните: фотоизображение Брюса с гитарой, которую принято считать за Fender Telecaster в руках, является одним из символов рок-н-ролла – не так ли? Всё верно, но только гитара, с которой Брюс принимает мужественные позы – на самом деле не Fender Telecaster. И разговор об инструментарии главного рок-трубадура Америки стоит начать именно с этого инструмента, который является важнейшей частью его практически неизменного имиджа.
Гитара, называемая самим Брюсом «надёжным универсальным инструментом широкого профиля» (серьёзно, “multi-use tough tool”!), а поклонниками – просто Гитарой с большой буквы (“THE Guitar”) была куплена им в 1973 году аккурат после издания дебютного сольного альбома “Greetings From Asbury Park, NJ” у лютьера Фила Петилло (Phil Petillo). Фил был гитарным мастером музыканта вплоть до своей кончины в 2010 году. На самом деле этот инструмент – изначально комбинация корпуса от Fender Telecaster 1954 года выпуска и грифа от Fender Esquire 1959 года, причём гриф позаимствован от модели некоей дешёвой серии. Да и корпус у неё не простой – предыдущий владелец, а это вроде бы был менеджер студии неназванной фирмы грамзаписи, установил на гитару четыре (!) звукоснимателя с отдельными выходами для игры прямо в четыре (!) линии пульта, что для тех времён выглядело вообще фантастикой. Фил привел инструмент в нормальную конфигурацию, и в результате гитара оказалась необычайно лёгкой – из-под пикгарда было убрана лишняя древесина на месте бывших звукоснимателей.
Поэтому понятно, почему она остаётся основным инструментом музыканта: ведь он до сих пор для него трёхчасовые концерты – привычное дело. Иные модификации преследовали эту гитару фактически до турне 1985 года в поддержку альбома “Born In The U.S.A.” (1984) – на ней, в частности, был установлен анкер из нержавеющей стали, титановый бридж и влагозащищённая силиконовыми корпусами электроника – в частности, работавший от батареи регулятор выходного сопротивления. Плюс Фил установил собственные патентованные лады ручной работы Petillo Precision Frets™ и профильно прошлифовал гриф.
Публика впервые узрела Гитару на обложке исторического альбома Брюса “Born To Run”; да и на иных обложках работ артистов она фигурировала… По словам самого музыканта, выбор именно такой гитары был обусловлен тем, что «я играл на Fender Telecaster ещё в самом начале своей карьеры, поскольку я ориентировался на таких британских героев гитары, как Джефф Бек (Jeff Beck) и Пит Тауншенд (Pete Townshend), а они пользовались таким же инструментом. Но для меня имело значение и то, что моя модифицированная гитара позволяла играть и тяжёлый рок-н-ролл, и материал в духе филадельфийского соула – именно это я в первую очередь понимаю под универсальностью данного инструмента». До 2005 года (!) этот инструмент стабильно использовался на всех концертах Босса, и лишь потом он стал для самого музыканта предметом чисто исторической (и студийной, разумеется) ценности – по слухам, сумма страховки этой гитары составляет от одного до пяти миллионов долларов. Нужно отметить, что неспециализированные СМИ ошибочно считают (и подают таковую информацию своим читателям), что Гитара с большой буквы – это именно Fender Telecaster как таковой 1954 либо 1952 года выпуска.
Но это неудивительно – широкому читателю нужна простая информация, да и к тому же настоящие Fender Telecaster у Босса всегда были под рукой. Как минимум – одна гитара выпуска 1953 года с расцветкой корпуса «санбёрст» и чёрный кастомный инструмент 1963 года, а также ещё одна гитара (также расцветки «санбёрст») с тремоло Bigsby B5 (на этой гитаре устанавливается каподастр бренда Schubb или Kyser на пятом ладу), а также использовавшийся на концертах уже XXI века 12-струнный Fender Telecaster. Частично эти гитары – серьёзные модификации инструментов серии Fender Telecaster American Vintage ’52 Reissue. На концертах же конца 70-х запасными гитарами были «Телекастеры» 1954 и 1956 годов. В целом можно сказать, что гитарный парк Босса настолько же типичен для американского рокера, как и СМИ песни артиста выражают саму суть Америки последнего почти полувека. Поэтому, как говорится, не «Телекастером» единым…
Понятно, что гитары, не являющиеся символами артиста, используются больше в студийной работе – но и на сцене они редко, но появляются. Если говорить о гитарах Fender, то здесь всё традиционно именно для американца «с корнями» – это Stratocaster с покрытием корпуса лаком с переходом от вишнёвого к прозрачному (по-видимому, выпуска конца 50-х), American Vintage '65 Jazzmaster с корпусом натуральной расцветки и Mustang той же расцветки. То есть даже на гитарах одного бренда прослеживается непрерывная тяга Брюса к действительно кондовому рок-н-роллу своей творческой молодости.
Та же ситуация и с гитарами иных брендов: можно ли себе представить более рок-н-ролльные гитары Gibson, нежели Les Paul и ES-335? Всё правильно – у Брюса они тоже имеются, и активно используются в концертной деятельности как минимум последних 20 лет. Это Les Paul 1967 года с корпусом кремовой расцветки и Les Paul Junior (1957) с жёлтым корпусом и как минимум две гитары ES-335, на одну из которых установлено тремоло Bigsby. Наличествуют у музыканта также традиционные электроакустические гитары Gibson J-200 (1958) в расцвете «трёхцветный санбёрст и J-45 (2016) расцветки «винтажный санбёрст». Образ Брюса с акустической гитарой относится к концу 80-х, когда коммерческий успех его очень спокойной работы “Tunnel Of Love” (1987) и фактически демо-альбома “Nebraska” (1982) стал свершившимся фактом – до этого артист подавал себя как сурового рокера из американской глубинки. И, несмотря на то, что сейчас музыкант чаще всего появляется на публике с акустическими гитарами Takamine – это модели EF341C, EF341SC, EF350SMCSB и 12-струнная EF381C – но для композиторской работы им зачастую используется проверенная временем гитара Martin D-35. Среди же прочих нечасто используемых Брюсом инструментов – Gretsch Country Gentleman, две 12-струнных Rickenbacker 330-12 (в естественной и чёрной раскрасках и, по-видимому, выпуска 1967 года) и Danelectro 56-U2. Необходимо упомянуть и о важных мелочах – струнах брендов D’Addario для акустических гитар и Dean Markley (калибра .010–.048) для электрических, а также медиаторах серии Fender Heavy.
В смысле гитарного усиления Брюс также проявляет здоровый американский консерватизм – его фаворитом так и остался комбоусилитель Fender '65 Twin Reverb и, не удивляйтесь, усилитель для бас-гитары Fender Vintage Reissue '59 Bassman Limited. Но если первые из них до сих пор имеются в сценическом сете музыканта, то Bassman, который артист использовал еще до начала профессиональной карьеры, теперь используется только в студии.
Причина проста – Брюс стремится работать с усилителями, позволяющими переходить от жёстких рок-н-ролльных структур к гитарной лирике безо всяких лишних переключений. В набор усилителей также в разное время входили Vox AC30 и Marshall JCM 800 с кабинетами 4×12, однако требования XXI века к мощности, надёжности и мобильности сценических систем привели музыканта к эндорсерскому соглашению с брендом Mesa Boogie – на настоящий момент Брюс в равной мере использует усилители Mesa Boogie Mark IIC+, являющийся долгожителем в его комплекте оборудования, Dual Rectifier Trem-O-Verb и ElectraDyne.
Любопытное совпадение – но Босс рок-н-ролла всегда отдавал предпочтение гитарным обработкам бренда BOSS, и на сегодняшний день пользуется собранными в рэк следующими эффектами BOSS: сдвоенная педаль-симулятор эффекта “Leslie” RT-20 Rotary Speaker / Ensemble, флэнжер BF-3, шумоподавитель NS-2, дилей DD-3 плюс пара обработок от Fulltone – овердрайв Full Drive 2 MOSFET и бустер-дисторшн GT-500. Как говорится, комплект необходим и достаточен – более ранние наборы обработок музыканта включали в себя овердрайв BOSS OD-3 и компрессор-сустейнер BOSS CS-3. Микрофоны Босса – вечная классика в облике инструментальных Shure SM57 и вокальных SM58. А всё в сумме – именно тот набор, который позволяет Брюсу Спрингстину и в 70 лет законно ощущать себя Боссом рок-н-ролла на родине этой музыки. Согласитесь, дело не только в уникальных песнях Брюса, но и в том, как просто и доходчиво они звучат в инструментальном смысле.
ВСЕВОЛОД БАРОНИН