Новая музыка. Часть 12.
Steven Isserlis & Robert Levin
Beethoven Complete Works for Cello & Piano
* * * * *
Слушать классическую музыку системно и целенаправленно? Для этого, как мне кажется, надо иметь специальное образование, особый склад ума и подготовленный слух. Не имея ничего этого, я избрал хаотический путь знакомства с классическими шедеврами посредством прослушивания исключительно новых релизов. При этом самое смешное, что в этих новых представлена музыка, которой несколько столетий. Вот вам свежий (двойной) альбом подобного рода. Два человека - один с виолончелью, второй с роялям взяли и напили милой средневековой музыки. Красиво и торжественно. Я впервые в жизни решил почитать буклет к этому изданию. Хоть он и на английском, но я получил невероятное наслаждение. Начинается все с того, что многовековые отношения виолончелистов и пианистов сравниваются с общение кошек и собак - они готовы биться по любому поводу. Ну и еще пять страниц как Бетховен все это сочинял, разъезжая по Пруссии, писал для местных королей, которым ранее Моцарт уже что-то посвящал. Невероятно увлекательное чтиво - прямо уносишься из нашего времени куда-то в иную вселенную. Разумеется, про такого рода альбомы я могу сказать только хорошее. Хотя возможно там не помешало бы немного реверу. Но записано все очень хорошо. Поражает динамика. Музыка то очень громкая, то очень тихая. На рок-поп записях такого не бывает - там все обычно намного ровнее. Когда я закрываю глаза и слушаю этот альбом - то мне представляются осенние листья, которые ветер гоняет по дворе деревенского домика. Ты сидишь на скамейке и как будто наблюдаешь все эти порывы и затухания. И расстворяешься с природой - настоящая медитация. Ну и конечно сама музыка, мелодические ходы, диалог двух инструментов - все это настолько невероятно, что рокеры потом кажутся какими-то невероятно примитивными созданиями из каменного века, со словарным запасом как у Элочки-Людоедочки.
A Psych Tribute to the Doors
* * * * *
Свежий сборников каверов на бессмертное творчество группы Doors. Якобы не просто трибьют, а психоделика. Хотя это слово, наверное, излишне, поскольку Doors - оно итак само по себе уже психоделия. Исполнители сплошь малоизвестные - я вот никого ранее не слышал. Но качество альбома отменное. Во-первых, все слушается очень цельно, что бывает не так уж и часто для альбомов разных команд. А, во-вторых, сыграно и спето все крайне интересно - ты как бы проваливаешься куда-то с головой под воду в новый мир диковинных цветов и звуков, и только издали откуда-то искаженно ты слегка касаешься чего-то знакомого. Я если честно очень люблю такие кавера, когда камня на камня от оригинала не оставляют. Это как раз такого толка. И при этом нет никакого конфликта с авторскими версиями. Я вот всю жизнь слушаю Doors и не смотря ни на что, этот альбом весьма и весьма в кайф. Творческое, так сказать, переосмысление. Ну и примочек разных тут ребята, конечно, напихали просто от души. Если вы типа вечно в поиске нового необычного звучания, то тут встретите буквально родственные души. Я уверен, что почти все треки сочинялись с алкоголем и прочими допингами, поскольку без этого всего у человека такое в голове жить не может. Представьте если бы за Doors взялся бы Hendrix, причем не только на гитаре, а на всем сразу. Получился бы кайф и улет в иные миры. Очень хорошо. Тем более слушать Doors за 40 с лишним лет с момента их последней пластинки может быть немного “надоело”, а тут свежий глоток мутного пойла.
Nick Miller
My Memories
* *
Ну как пройти мимо леспола с топлоком? Скорее всего это древняя модель Custom Lite - их делали в таком цвете и там были варианты с флойдом. Инструментальная гитарная музыка. Человек интересной судьбы. Он родился в Молдавии. Аж в 1978 году уехал в Израиль, где типа сразу влился в местную рок-тусню. В 90-ых он играл в какой-то легендарной израильской группе Stella Maris. А этот альбом - это сольный дебют. То есть человек типа всю жизнь шел к этой записи. Ну и что тут сказать? Представьте себе соляки в отечественных эстрадно-попсовых песнях пафосного направления. Ну типа там Юрий Антонов, Александр Серов и прочее “А белый лебедь на пруду”… Nick Miller возможно думал сделать что-то типа Блэкморовского Maybe Next Time, а получилось что-то наше отечественное, от которого мне представляется кабак под открытым небом, где-нибудь на ВДНХ, дешевое пиво с водкой, черствый чебурек, постылые базары за жизнь под серым небом и грустные лабухи с дешевой самоиграйкой под которую они поют, перебирают струны. Не могу понять в чем дело, то ли мелодика до боли знакомая, то ли аранжировки через наши. Но пошло все как-то очень и банально. И звук гитары какой-то не очень. Постоянно кажется, что где-то бенды недотянули, где-то нестроевич выполз, где-то вибрато не хватает, где-то сустейна не хватило. В общем, невозможно все это слушать. Просите Nick Miller, но ничего хорошего в адрес этого альбома я лично не могу сказать.
Audrey Fall
Mitau
* * * *
Вот еще немного музыки из страны, которая когда-то была вместе с нами. Молодая латвийская команда. Четыре пацана - две гитары, бас и барабаны. Играют инструментал в стиле пост-рок/метал. Философская неторопливая музыка, торжественная и природная. В ней нет излишнего оптимизма. Но зато достаточно много дилея и ревера. На метал оно, конечно, никак не тянет. Скорее релакс и монументальность. Я бы даже назвал это классикой нового времени. По настроению и заряду. В наше время очень много инструментальной гитарной музыки. Но как правило она очень примитивна, поскольку ее основа - это один гитарист, который выжимает себя всего, пытается делать настоящую музыку, а в результате как ни крути мы имеем просто одно длинное скучное гитарное соло на весь альбом. И лишь единицам дано стать композиторами. А вот когда у нас инструментальную музыку делает целая группа, то результат совсем иной - у нас не гитарное соло с гарниром, а нечто многогранное, как оркестр. Под такой альбом надо снимать целый фильм. Он возможно будет не самым оптимистичным. Скорее наоборот - время после апокалипсиса, пустые города после ядерной войны, одиночество и разруха, и какие-то уцелевшие люди идут навстречу солнцу, молчаливые, грязные от копоти, преодолевают все с суровыми лицами. И, кстати, если вам нравится группа Muse - думаю, этот коллектив тоже будет по душе.
The Wah Wah Collective
Cry Baby Soul
* * *
Если честно, то я ожидал, что это будет сборником типа “лучшие вещи, что люди играли с кваком”. Ну и там разного рода вещи типа хендриксовского Voodoo Child. Но почему-то в реальности это оказалось чем-то совсем иным. И никакой “закваканной” гитарой там даже не пахнет. Представьте себе медленную “укуренную” колыбельную электронщину с афро-американскими вокалами типа “размешаем аренби и рэгги”. Где-нибудь в полу-темных помещениях кофешоппов города Амстердам, полу-лежа на диванах с мягкими подушками это бы воспринималось совершенно органично. А вот за пределами подобных заведений в здравом уме слушать подобную музыку я не знаю как. Заснешь же моментально.
Brian Hoeche
Inforever
* * *
Оказывается Ibanez RG может “петь и сустейнить” не хуже PRS. Инструментальная гитара из самой Америки (как ни странно). Достаточно спорные аранжировки - к ним можно придраться по части “попсовости” и “кабацкости”, но гитара поет весьма интересно. С первых же нот ощущается очень большое влияние Carlos Santana времен альбома Supernatural, но при этом помимо латины в соляках помимо латины, очень много “испанщины”, чуть ли не фламенко. Не смотря на то, что альбом просто демонстрация к понятию “хороший сустейн”, игра достаточно виртуозная, и тут Брайан можно сказать “впереди Сантаны всей”. Из недостатков, которые можно предъявить к альбому как к претенденту на звание “приличного гитарного альбома” можно отметить, что гитара на каждом треке звучит одинаково, и это несколько приедается. Разные мастера типа Вая и Сатриани делают так, что на их инструмент даже в рамках одной песни постоянно меняет свои тембры, а уж в течении альбома перед нами обычно мелькает столько гитарных лиц, что не уследишь. Еще одна вещь, которая явно обедняет - это одиночество соло-гитары. Если бы Брайан напилил бы тяжелых риффов, чтобы его соляки не висели в окружении акустики и клавишных, то это явно бы украсило звучание и сделало бы все менее попсовым. А так по большому счету Брайану надо было к Шакире надо идти гитаристом - было бы без шуток очень круто, хотя ему, наверное, не позволили бы столько соляков пилить. Кстати, вторая часть альбома - она практически латино-попс. Электро-гитары там почти нет, но много акустики и, разумеется, клавиш. И оно как-то менее цепляет. В интернете кто-то назвал этот альбом “сплошной бесамимучой” - сложно спорить с очевидным.
Автор текста: Сергей Тынку