О ТОНКОЙ ГРАНИ МЕЖДУ ЗАИМСТВОВАНИЕМ И ВОРОВСТВОМ В МУЗЫКЕ

О ТОНКОЙ ГРАНИ МЕЖДУ ЗАИМСТВОВАНИЕМ И ВОРОВСТВОМ В МУЗЫКЕ

В 21-м веке разговорам о воровстве в искусстве пора меняться. Закон об авторском праве очень давно безнадежно устарел, до сих пор никто ничего толкового не может сказать об искусстве диджеинга и сэмплах, обвинения в плагиате доносятся справа и слева. 99% исполнителей и художников сейчас не могут положа руку на сердце заявлять о своей невинности и абсолютной самобытности. Мы живем в мире, перегруженном информацией, и даже того не осознавая, мы постоянно питаемся тем, что было сделано до нас и тем, что делается прямо сейчас.

Несколько лет назад американский журналист и писатель Остин Клеон опубликовал свой знаменитый манифест «Кради как художник: 10 вещей, которые вам никто не расскажет о творчестве». На примере этого манифеста мы постараемся понять, что такое заимствование, а что – воровство и плагиат.

Для затравки несколько цитат по теме от знаменитых художников из разных областей:

Итак, что же говорит о воровстве автор книги?

Почти никто не рождается со своими собственными, заложенными как программа, голосом и интонацией. Ее нужно искать. А где ее искать? Если сидеть в вакууме и вглядываться в собственные бездонные глубины, то едва ли получится хоть что-то разглядеть. Мы – это продукт воспитания, накопленных знаний и опыта. Многие музыканты, действительно, не очень красиво обращаются с чужим материалом, нагло копируя и не пытаясь ничего преобразовать. Продуктивен ли такой подход? Едва ли. Вот такое разграничение приводит в своей книге Клеон:

А теперь, непосредственно, разберем некоторые пункты манифеста.

1. КРАДИТЕ КАК ХУДОЖНИКИ

Все довольно понятно изложено на картинке сверху: хороший вор – это художник. Скользя по поверхности и копируя исключительно внешние признаки любимого вами исполнителя, вы не делаете себе чести, не проникаете в глубину и, по сути, делаете совершенно бесполезную работу, которая никуда вас не приведет. Конечно, довольно легко откопать запись 50-х годов, которую слышало сто человек, и, которую, вероятно никто больше никогда не услышит, и подчистую содрать оттуда мелодию. Но подумайте, насколько интереснее будет узнать, в каких условиях жил ее автор, что он сделал еще, кто на него повлиял. Любая зацепка может вести в очень интересный мир, который может подарить настоящее вдохновение.

2. НЕ ЖДИТЕ МОМЕНТА, КОГДА ВЫ НАЙДЕТЕ СЕБЯ, ЧТОБЫ НАЧАТЬ

Найти себя, сидя без движения, невозможно. Нужно просто начинать. Вспомните как ребенком вы пели перед зеркалом в расческу (или играли на швабре – нужное подчеркнуть). Это естественное желание – имитировать для того, чтобы почувствовать свою принадлежность к какому-то контексту. Точно так же, впервые взяв гитару, вы пытались петь, как Курт Кобейн. Но увы (вернее, к счастью), голос у вас совсем другой. И именно этот зазор, эта разность дает пространство для нахождения себя. Копируйте, как завещал Йоджи Ямамото, до самого упора – в конце вас ждет ваше ненаглядное «Я».

3. ПИШИТЕ КНИГУ, КОТОРУЮ ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ ПРОЧИТАТЬ

В нашем случае – пишите музыку, которую вам хочется слушать. Это очевидно. Ведь если вам самим не захочется слушать то, что вы играете, с чего кто-то еще должен этого желать? Вы сами, вместе с тем, что должны быть самым строгим критиком своей музыки, должны быть и самым главным своим фанатом.

4. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О СТОРОННИХ ПРОЕКТАХ И ХОББИ

Все это важная часть жизни. Не забывайте об окружающем мире. Если вы любите ходить на выставки, продолжайте это делать, даже если у вас вдруг прибавляются концерты в расписании. Если вы выращиваете помидоры дома, не забывайте и о них. Если вам предлагают сторонний музыкальный проект, взвесьте все «ЗА» и «ПРОТИВ», поймите, обещает ли он вам личный и профессиональный рост, удовольствие или какие-то другие дивиденды.

5. ДЕЛАЙТЕ ХОРОШУЮ РАБОТУ И ДЕЛИТЕСЬ ЕЮ С ЛЮДЬМИ

Старайтесь время от времени делиться своими черновиками с друзьями и теми людьми, которым вы доверяете. Особенно важно – со вторыми (потому что друзья, в большинстве случаев, только поддержат). Конечно, можно держать все взаперти и делиться с миром отполированными записями. Но иногда необходимо порция критики на стадии развития чего-то. Не нужно стесняться и показывать что-то необработанное, если вы знаете, что слушателем будет внимательный, находящийся с вами по одну сторону баррикад человек, который уважает вас.

6. БУДЬТЕ МИЛЫМИ (МИР – ЭТО МАЛЕНЬКИЙ ГОРОДОК)

Да, вежливость не помешает очень многим. Если мы представим себе горы в Латинской Америке и квадратные километры океанов, то, конечно, мир кажется очень большим. Но когда речь заходит о независимой сцене и определенном жанре, то обнаруживается, что люди из Новой Зеландии знакомы с коллегами из Польши, а малазийская панкрок-группа две недели назад играла с сонграйтером из Нэшвилла – все друг друга знают. В какой бы «дыре» вы ни находились, старайтесь держаться профессионально, не говорить гадостей за спиной у других и уважать окружающих вас музыкантов, и тех, кто вообще связан с музыкой.

7. НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ БЫТЬ СКУЧНЫМИ (РАБОТАТЬ БУДЕТ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ)

Конечно, кажется, лучше всего поддерживать имидж рокера, быть все время на виду и веселиться. Но иногда правильнее остаться дома и доработать соло, которое не дается вам уже несколько репетиций. Не забывайте о балансе – очень важно появляться на людях и заводить новые знакомства, однако иногда нужно уметь отказываться от самых соблазнительных предложений, чтобы закончить свою работу. 

Предыдущая Следующая