ОЧЕНЬ ОРАНЖЕВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

ОЧЕНЬ ОРАНЖЕВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Гитарное усиление разработки британской компании Orange Music Electronic Company стало одним из символов рок-н-ролла едва ли не потому, что лидер Led Zeppelin Джимми Пейдж (Jimmy Page) неоднократно включал усилители Orange в свой сценический сет. Тем не менее, история Orange протекала тихо фактически до самого конца XX века, но сейчас в условиях ретро-роковой моды и собственной агрессивной промо-политики бренд смог развернуться во всю мощь. Благодаря этим усилиям и сопутствующим удачам имя Orange весит сейчас не меньше, нежели Marshall и Vox и является одним из символов консервативного и качественного гитарного звука.

Британия конца 60-х, невзирая на все наши знания и фантазии о ней, совершенно не была удобным местом для развития рок-музыки. Ибо как бы ни были великолепны идеи в головах тамошних музыкантов, их сильно сдерживал ограниченный местный рынок музыкального оборудования с зачастую нереальными ценами. В результате вторичный рынок инструментов и оборудования процветал. С музыкального магазина секонд-хэнд началась в 1968 году и история Orange – однако босс новоявленной компании Клиффорд Купер (Clifford Cooper) желал дать музыкантам-соотечественникам толковый ламповый усилитель со столь же качественным кабинетом. Особых звуковой концепций не выдвигалось – Клиффорд в интервью неизменно называл разработки Orange просто «качественными усилителями». Однако воистину революционный шаг был сделан Orange в смысле внешнего дизайна своей аппаратуры: в ту полуромантическую эпоху, когда мало кто задумывался о внешнем виде концертной рок-сцены, усилитель и кабинет, облицованные ярко-оранжевой виниловой кожей привлекали понятное внимание. Благотворно влияло на спрос и желание разработчиков минимизировать габариты усилителя, и опять же модные штучки в области дизайна – не только крупный, «аляпистый» оранжевый логотип на лицевой панели, но и введённая в 1972 году символьная система обозначений органов управления вместо надписей. Была улучшена и схема усилителя, и модели, получившие общее название Graphic Valve Amplifier и кличку «Pics Only» («только картинки») стали олицетворением звука и дизайна Orange.

А в августе 1971 года компании удалось добиться настоящего дара небес – эндорcерского соглашения с Джимми Пейджем, подтверждающего работу с продукцией Orange во время следующего американского турне Led Zeppelin. В звуковой арсенал группы вошло три 200-ваттных усилителя модели OR200 – два из них, основной и запасной, использовались Джимми до июля 1973 года при работе с терменвоксом. Третий усилитель стоял в клавишной линии у Джона Пола Джонса (John Paul Jones) как минимум до конца 1971 года. В 2009 году один из этих усилителей Джимми (серийный номер #OR624) был продан на eBay за $30 000.

Мнение Джимми об усилителях Orange всегда было категоричным: «Простой, прямолинейный рок-н-ролльный звук – я пользовался Orange нечасто, но в моём репертуаре всегда было полно музыки, которая требовала вот такого элементарного рок-звучания». И впоследствии дороги Джимми и Orange пересекались – в турне 1999–2000 годов с американской группой The Black Crowes гитарист использовал 30-ваттные усилители AD30 в комбинации с кабинетом Marshall 1982B. Они же имелись на сцене лондонской арены O2 во время исторического реюнион-концерта Led Zeppelin 10 декабря 2007 года. Последний раз Джимми играл через AD30 в июне 2008 года на лондонском стадионе Wembley во время джем-сейшна с Джоном Полом Джонсом и музыкантами группы The Foo Fighters. Во время реюниона Led Zeppelin на сцене использовалась также связка 50-ваттных усилителей AD50 (с чёрным виниловым покрытием корпуса сместо оранжевого) и кастомного OR50 c серийным номером #1. OR50 был разработан конструктором Orange как серия ручной сборки из 40 единиц с собственными именами (!) в честь 40-летия модели AD50, причем все усилители несколько различались схемотехнически.

После удачи с эндорсерментом Джимми Пейджа Orange впал в малопонятный застой – сперва компания пыталась разработать усилитель с микропроцессорным управлением (это в 70-е годы!), затем начала выпуск транзисторных моделей, а в 80-е фактически перешла на работу по спецзаказам. В 1993–1997 годах марка Orange вообще была отлицензирована брендом Gibson. И только работа в 1997 году с гитаристом брит-поповой группы Oasis Ноэлем Галлахером (Noel Gallagher), результатом которой стал усилитель OTR (Oscillatory Transition Return), оказавшийся глубокой модификацией модели Orange Overdrive с новым предусилителем и аппаратным фазоинвертором. Годом спустя была запущены в серийное производство «голова» AD30, комбоусилитель AD30R (с динамиками 2×12" и блоком реверберации) и комбоусилитель AD15 с 10" либо 12" динамиком. Как раз с этого момента начинается новая фаза сотрудничества Orange с Джимми Пейджем, а также с бывшим гитаристом группы Fleetwood Mac Джереми Спенсером (Jeremy Spencer). В 1999-м бренд покоряет вершину – модель AD15 первой из усилителей британской разработки и производства оказывается «выбором главного редактора» (Editor's Pick Award) американского журнала Guitar Player.

В 2001 году Orange открывает американский офис и начинает агрессивную промо-кампанию, которая поначалу обогащает эндорсерский портфель бренда рядом соглашений с молодыми музыкантами, но потом к приметным усилителям и кабинетам подтягиваются и патриархи рок-н-ролла. Весьма показательным стало обращение в «оранжевую веру» бывшего бас-гитариста Deep Purple и Trapeze Гленна Хьюза (Glenn Hughes), случившееся в 2012 году: «После разговора на выставке NAMM Show с президентом Orange Клиффордом Купером я зашел в шоурум компании, снял со стены бас-гитару, включил ее в усилитель, сыграл несколько нот – и буквально через пять секунд понял, что буду отныне использовать только усилители Orange. Для меня лично звук Orange – это звучание и молодого Гленна Хьюза, и Гленна – рок-звезды в возрасте, да и просто тот звук, который я хочу преподнести публике как образец настоящей рок-музыки. И образец старинного, объемного звука». По словам Гленна, «Orange предлагает самый лучший набор усилителей с винтажным звучанием на всем рынке музыкального оборудования, плюс у них отличный сустэйн. Усилители Orange – это настоящие короли моего музыкального мира». В 2015 году даже шли разговоры о создании именной модели Glenn Hughes Signature Bass Amplifier – ведь Гленн говорил, что «моё знакомство с Orange на NAMM Show три года назад, стало одним из тех моментов, которые изменили мою жизнь как музыканта». Будем надеяться на лучшее, а пока Гленн пользуется усилителем AD200B MKIII с 1 200-ваттным кабинетом OBC810 (динамики 8×10″) и комбоусилителем Crush Bass 100 (динамик 1×15″). Это оборудование идеально для бас-гитар Гленна серий P Bass и J Bass бренда Nash Guitars.

Еще один почтенный рок-ветеран, остановивший в 2000-е свой выбор на Orange – бас-гитарист и вокалист канадского трио Rush Гедди Ли (Geddy Lee). Комбинация того же усилителя AD200B MKIII и 600-ваттного кабинета OBC410 (динамики Eminence Beta 4×10″) полностью соответствовала звуковой концепции Rush, ориентированной на исполнение непростой музыки минимальным составом, когда Гедди часто приходилось играть ведущие партии. По его мнению, «оборудование Orange обеспечивает винтажное звучание с необходимым кранчем и перегрузом, что очень важно для нашей группы – мы исполняем материал и середины 70-х, и созданный в новом веке». Ему вторит гитарист Скотт Холидей (Scott Holiday) из состава американской ретро-роковой сенсации Rival Sons: «Я всегда был поклонником звучания усилителей Orange, а главное их достоинство – большой, открытый звук, а также высокое качество изготовления». В арсенале Скотта – один из сорока усилителей OR50 и кабинеты PPC 212-C (динамики 2×12″) и PPC 412-C (динамики 4×12″, 240 Вт). А один из самых небанальных эндорсеров Orange, гитарист неунывающего техасского трио ZZ Top Билли Гиббонс (Billy Gibbons) работает с напольным кастомным предусилителем-предэквалайзером Bax Bangeetar и 20-ваттным усилителем Micro Dark – эта комбинация, по его словам, «является настоящим хамелеоном гитарного звука с очень музыкальной и широкой регулировкой низко- и высокочастотного диапазонов».

Говоря об оборудовании Orange, невозможно не вспомнить, какой огромный вклад внесен усилителем AD50 с кабинетом PPC 412-C в формирование звука русскоязычного (именно русскоязычного, а не «русского»!) рока. Точнее говоря – всего-то одним комплектом такого оборудования, который на протяжении всей активной истории группы «Автограф» (1979–1990) был основой сценического комплекта её лидера Александра Ситковецкого. Именно такое сочетание головы, кабинета и гитары Gibson Les Paul 1972 обеспечивало классический гитарный звук «Автографа», бывшего на протяжении всех 80-х влиятельнейшей рок-группой СССР. Сценическая история Orange в России продолжается и поныне – эндорсером бренда является бас-гитарист группы «СЛОТ» Никита Муравьёв, работающий с усилителем Terror Bass 500 и кабинетом OBC810. Никита называет Orange «усилителем, созданным для исполнения настоящей рок-музыки» и «самым стильным образцом сценического оборудования в мире». Задумайтесь над этими историческими фактами и рекомендациями, а также и о том, что Orange всегда может оказаться вашим правильным выбором независимо от стиля исполняемой вами музыки и инструмента в ваших руках.

Предыдущая Следующая