В этом руководстве мы сконцентрировали свое внимание на функциональных возможностях аппаратных микшеров, являющихся "сердцем" любой системы усиления звука или студийного звукозаписывающего комплекса.
1. Введение
Традиционный микшерный пульт — это центральный прибор, который связывает в единое целое все оборудование студии и обеспечивает управление большинством параметров общего микса. Именно поэтому микшер считается "сердцем" студии и, несмотря на то что многие музыканты сейчас предпочитают сводить треки на компьютере, огромное число людей работает "по старинке", используя автономную микшерную консоль. Подобно любому другому оборудованию, имеющему виртуальные аналоги, как тот, так и другой подход имеют свои плюсы и минусы — работать в одной лишь виртуальной среде обычно намного выгоднее финансово и, как правило, удобнее, однако при этом многие музыканты жалуются на нехватку оперативного ручного управления звуком.
В данном обзоре мы сконцентрируемся на функциональных возможностях аппаратных микшеров, причем благодаря тому, что большинство виртуальных микшеров в той или иной степени имитируют аппаратное оборудование, вы можете почерпнуть много ценной информации, касающейся работы как аппаратных, так и программных микшеров.
2. Обзор
Существует огромное количество микшеров самых разных форматов и размеров и, хотя работа большинства из них основана на одних и тех же фундаментальных принципах, они отличаются количеством доступных функций. Поскольку в финансовом плане микшер является одной из самых значимых (и дорогостоящих) покупок для звукоусилительного комплекта, еще до покупки желательно определиться с тем, какой микшерный пульт выбрать.
Исторически создавались микшеры двух разновидностей — студийные и концертные, однако сегодня, в особенности в бюджетном сегменте рынка, современные технологии позволили достичь такой гибкости, что одна и та же модель может с успехом использоваться как в студии, так и в концертном зале. Неважно, для каких целей вы приобретаете микшер — для студии, для использования в качестве главного концертного пульта (FOH) или в качестве мониторного микшера; в любом случае необходимо принимать во внимание потенциальные альтернативные возможности его применения в будущем. Ограниченное количество входов, выходов и дополнительных посылов — наиболее часто встречающийся недостаток того или иного микшера. Именно поэтому всегда следует предусмотреть наличие одного или нескольких запасных каналов для обеспечения возможности будущего расширения.
Хотя даже самый простой микшер может показаться непосвященному человеку загадочным и непонятным прибором, как только вы разберетесь в принципах работы одного входного канала и основной (мастер-) секции выходов, считайте, вы уже практически полностью освоили пульт. Для простоты восприятия всегда следует относиться к микшеру, как к обыкновенной "матрице", состоящей из входов и выходов. Входная секция микшера обычно оборудуется микрофонными входами на симметричных разъемах XLR, линейными входами на несимметричных разъемах "джек", или даже комбинированными разъемами. В каждом входном канале имеются кнопки и регуляторы, управляющие звуком: регулятор чувствительности (Gain), регуляторы эквалайзера (EQ), панорамы (Pan) и дополнительных посылов (AUX). В выходной секции все входные каналы собираются в единое целое для дальнейшей обработки перед отправкой на основные стереовыходы. В некоторых случаях могут присутствовать "шины" или "подгруппы", в которых выбранные входные каналы можно сгруппировать во вспомогательный микс (субмикс) для управления с помощью одного фейдера сразу целой группой входных каналов. Выход подгрупп обычно направляется на мастер-секцию. Мы обязательно рассмотрим все эти возможности подробнее, но чуть позже.
3. Разновидности
Аналоговые микшеры до сих пор пользуются спросом у многих звукорежиссеров по двум основным причинам — "теплое" звучание и очень простое и понятное управление. Сходство между всеми без исключения аналоговыми микшерами позволяет быстро, без потерь времени на обучение переходить от одной модели микшера к другой. Звучание аналогового эквалайзера по сей день остается эталонным, и на цифровых пультах многие звукорежиссеры тратят часы на то, чтобы хоть приблизительно смоделировать этот звук. При работе на аналоговом пульте процессоры эффектов, такие как компрессоры, гейты, ревербераторы и т. д., подключаются через специальные входы и выходы, называемые "разрывами" (Insert) или "посылами" (Aux) (подробности описаны ниже). Это обеспечивает высокую степень гибкости, однако отнимает много времени на коммутацию и настройку при подготовке комплекта оборудования к работе.
Цифровые
Цифровые микшерные пульты чаще всего обладают точно такой же функциональностью, как и аналоговые, однако работа с ними происходит несколько иначе. Освоение нового цифрового микшера может оказаться достаточно трудной задачей, поскольку самая простая функция, для которой на панели аналогового микшера будет предусмотрен отдельный регулятор, в цифровом микшере может быть "спрятана" в недрах многоуровневых экранных меню. Однако как только пользователь освоит все эти функции, становятся очевидными и преимущества цифрового микшера, такие, как встроенные процессоры обработки, сохранение миксов ("сцен") и автоматизация управления параметрами. Мощность процессоров цифровых микшеров позволяет им одновременно задействовать сразу несколько встроенных эффектов, таких как компрессор или ревербератор, в каждом канале и при этом не потребуется никакого внешнего оборудования. Встроенные процессоры обработки цифровых пультов были с огромным энтузиазмом приняты в студиях, однако многие звукорежиссеры жалуются на нехватку оперативного контроля параметров этих эффектов при работе живьем. Тем не менее, производители стараются устранить эти недостатки и сейчас предлагают усовершенствованные версии операционных систем с более оперативным и удобным ручным управлением, точно таким же, как на аналоговой микшерной консоли.
USB/FireWire
Микшеры с встроенным компьютерным интерфейсом работают в точности так же, как обычные аналоговые (или даже цифровые) микшерные консоли, однако они обладают таким преимуществом, как возможность прямой коммутации с компьютером. Если вам нужен автономный микшер для совместной работы с компьютерным программным обеспечением для записи звука (DAW), попробуйте присмотреть себе модель со встроенным аудиоинтерфейсом USB или FireWire. Некоторые модели микшеров оборудуются упрощенным интерфейсом на два стереоканала, однако более развитые модели предлагают возможности для полноценной многоканальной записи и дальнейшего сведения; в комплект их поставки часто входит программное обеспечение для звукозаписи.
Активные
Активные микшеры чаще всего используются на мероприятиях небольшого формата, и являются, по сути, обычными микшерными пультами со встроенным усилителем мощности. Это очень удобное решение для музыкантов, мечтающих о простом и компактном комплекте для усиления звука — все, что нужно, это подключить микрофоны к входам, акустические системы к выходам, и всё уже готово к работе. Однако при таком подходе есть и недостатки — если в дальнейшем вам вдруг потребуется увеличить мощность, добавить дополнительные усилители и акустические системы будет достаточно проблематично (а за встроенный усилитель, тяжелый и уже ненужный, заплачены деньги!). В некоторых моделях, однако, предусмотрен стереофонический выход "Pre Amp" для отправки сигнала на опциональный внешний (обычно более мощный) усилитель.
4. Возможности
Большинство микшеров среднего и верхнего ценового сегмента обладает практически идентичным набором функций и отличаются только количеством каналов и дополнительных возможностей. Сейчас мы подробно рассмотрим основные возможности микшерных пультов, это позволит вам быстрее освоить основы микширования и облегчит жизнь в дальнейшем.
Входные каналы
Основная часть лицевой панели микшерного пульта обычно занята входными каналами — это практически идентичные друг другу вертикальные "полосы", обеспечивающие управление сигналами входных каналов. Как правило, в пульте больше монофонических каналов, которые используются для подключения микрофонов и музыкальных инструментов, таких как гитары. Микшеры часто оснащаются набором стереофонических каналов для подключения стереофонических синтезаторов, проигрывателей, дополнительных микшеров и т.д. Такие каналы обычно имеют меньше регуляторов и кнопок по сравнению с моноканалами. Каждая входная "линейка" пульта состоит из нескольких регуляторов и кнопок, предназначенных для управления отдельными параметрами звучания.
Подгруппы
Как мы уже упоминали раньше, подгруппы позволяют "собирать" несколько входных каналов в одну группу до передачи их сигнала на мастер-секцию. Фейдер (или два) служит для управления общей громкостью звучания всей группы, что особенно удобно при работе с вокальными подпевками и ударной установкой. Подгруппы могут быть оснащены собственными выходами для многодорожечной записи, а также точками разрыва и/или посыла сигнала для подключения дополнительных процессоров обработки. Микшеры с подгруппами оборудованы набором кнопок, расположенных рядом с фейдером каждого из каналов. Это позволяет определить, в какую подгруппу будет (если будет) направляться сигнал того или иного канала. Подгруппы обычно являются стереофоническими, поэтому установка панорамирования канала влияет на положение соответствующего сигнала в стереополе подгруппы.
Мастер-секция
В мастер-секции микшерного пульта все сигналы собираются вместе для окончательной обработки и отправки на выходы. Выходы могут представлять собой как простую стереопару, так и включать в себя посылы на многоканальные рекордеры, наушники и так далее. Здесь также могут быть точки разрыва, обязательно присутствуют главные (мастер-) фейдеры, индикаторы уровня сигнала того или иного формата. Также иногда в мастер-секции присутствуют общий эквалайзер и встроенный процессор эффектов, что характерно особенно для моделей микшеров, ориентированных на живую работу.
5. Устройство канала
Чувствительность (Gain)
Регулятор чувствительности (Gain) обычно располагается в самой верхней части канальной линейки, непосредственно рядом с входным разъемом. Иногда чувствительность еще называют "подрезкой" (Trim), поскольку данный регулятор служит для согласования уровня входного сигнала с уровнем сигналов в остальных каналах пульта. С данным регулятором нужно работать очень аккуратно — слишком сильно "разогретый" сигнал может привести к появлению в канале искажений и вообще к перегрузке канала, в то время как чрезмерно низкая чувствительность приведет к тому, что сигнал будет слабым с низким соотношением сигнал/шум. Слабый сигнал потребуется дополнительно усиливать, за счет чего уровень шума будет подниматься. Правильная настройка чувствительности обычно производится с использованием визуального индикатора, который может быть реализован как в качестве единичного индикатора перегрузки (на недорогих моделях), так и в формате многосегментных индикаторов или даже стрелочных индикаторов на более продвинутых микшерных консолях. Мастер-секция даже у бюджетных моделей оборудуется вполне развитой индикацией, что позволяет отстраивать чувствительность каналов с использованием кнопки PFL (см. далее).
Эквалайзер (EQ)
Эквалайзер (EQ) служит для усиления или, напротив, ослабления отдельных полос частот в звуке. Хотя изначально эквалайзер применялся только для выравнивания, исправления некачественного сигнала, в настоящее время он часто используется для придания звуку новой окраски. Существует несколько различных типов эквалайзеров, однако в подавляющем большинстве микшерных пультов можно найти ту или иную разновидность параметрического эквалайзера в линейках каналов и иногда графический эквалайзер в мастер-секции. Параметрические эквалайзеры содержат до трех регуляторов на каждую полосу частот — чувствительность (усиление/ослабление), центральная частота и добротность (Q), или ширина полосы. Последний параметр определяет, насколько узкой (или наоборот) будет полоса частот, подвергающаяся усилению/ослаблению. Обратите внимание на то, что кривая усиления/ослабления имеет колоколообразную форму. Эквалайзеры со всеми описанными выше тремя регуляторами в каждой полосе частот называются "полностью параметрическими"; эквалайзеры только с регуляторами чувствительности и частоты называются "полупараметрическими". Эквалайзеры с фиксированными частотами параметрическими не являются, их можно, скорее, отнести просто к регуляторам тембра, хотя и очень полезным. Графический эквалайзер оперирует набором фиксированных частот, для каждой из которых используется собственный линейный слайдер.
Обрезной фильтр низких частот (HPF)
Кнопка фильтра HPF, обычно располагающаяся в самом верху линейки канала, является очень важной, поскольку позволяет отсекать низкие частоты, которые могут сильно загрязнить общий микс. В особенности эти кнопки полезны для устранения паразитного низкочастотного сигнала, который микрофоны "снимают" через стойки от находящихся на сцене сабвуферов, бас-барабанов или просто шагов исполнителей. Большинство обрезных фильтров настроены на фиксированную частоту, обычно около 100 Гц, хотя некоторые модели пультов позволяют корректировать данный параметр.
Фантомное питание (+48 V)
Для работы большинства конденсаторных микрофонов и распределительных коробок (директ-боксов) необходим внешний источник питания. Иногда для этого используются батарейки, но чаще — фантомное питание с пульта. В зависимости от модели пульта, фантомное питание может включаться и отключаться для каждого канала индивидуально или сразу для целой группы каналов. Фантомное питание передается по той же линии, по которой идет звуковой сигнал. Хотя обычно при посыле фантомного питания на микрофоны, которым оно не требуется, проблем не возникает, некоторые модели ленточных микрофонов могут выйти из строя. Поэтому желательно подбирать модель микшера с индивидуальными переключателями фантомного питания. Фантомное питание часто обозначается как "+48 V", то есть используется электрическое напряжение 48 вольт. С точки зрения поражения током опасаться не надо, уровень тока очень низкий.
Директ-выходы (Direct)
Директ-выходы в цепи прохождения сигнала обычно расположены до эквалайзера (иногда точку отбора сигнала на директ-выход можно менять). Обычно директ-выходами оборудуются все линейки каналов (если пульт вообще оборудован выходами этого типа). Подключив к этим выходам многодорожечный рекордер или DAW-программу, вы получаете возможность записывать необработанные сигналы каждого из каналов. Позже записанный материал можно будет поканально завести обратно в микшер для последующего сведения. Директ-выходы также очень полезны в случае, если требуется сделать многоканальную запись, которая будет обрабатываться в студии позже.
Точки разрыва (Insert)
Точка разрыва содержит одновременно вход и выход, выполненный на одном 6.3 мм разъеме TRS ("стереоджек"). Обычно разрывы расположены рядом с входами и жестко привязаны к своему каналу. Поскольку через эти разъемы передается сигнал всего канала, они обычно применяются для подключения динамических процессоров, таких как компрессоры или шумовые гейты.
Вспомогательные отборы (Aux)
Точки вспомогательного посыла (или просто "ауксы" на звукорежиссерском сленге) служат для подключения внешних процессоров эффектов. Они посылают копию сигнала с одного или нескольких каналов на внешнее устройство, например, ревербератор, при этом уровень посыла для каждого канала регулируется отдельным регулятором (Aux Send). Обычно микшерная консоль оборудуется также мастер-регулятором для всех аукс-посылов со всех каналов. Вспомогательный возврат (Aux Return) является отдельным стереоканалом, предназначенным специально для возврата сигнала с внешних устройств. Сигнал с этого возврата обычно направляется на основную шину микширования. Более "взрослые" модели пультов оборудованы несколькими шинами Aux для подключения большого количества внешних приборов обработки. Другое распространенное применение ауксов — создание раздельных мониторных миксов в наушниках (в студии) или в мониторах (на сцене во время живого концерта). При подобном использовании важно, чтобы Aux-посылы находились в режиме Pre Fade (см. ниже описание основных терминов).
Панорама (Pan)
Регулятор панорамы определяет баланс распределения сигнала канала по шинам правого и левого каналов. Если он установлен в центральное положение, на обе шины поступают равные по уровню аудиосигналы, за счет чего звук оказывается "в центре" стереополя.
Кнопка PFL/AFL (Solo)
Кнопки PFL (Pre-Fade Listen) и AFL (After-Fade-Listen) служат для разрыва нормальной цепи прохождения сигнала, или "солирования" одного или нескольких каналов для тех или иных целей. Кнопка PFL посылает сигнал на мониторные выходы вне зависимости от положения фейдера в канале, одновременно отключая все остальные каналы. Таким образом, кнопка PFL позволяет прослушивать звучание выбранного канала даже в случае, если его фейдер опущен до упора вниз. Кнопка AFL выполняет ту же самую функцию, но в этом случае уровень посылаемого сигнала определяется текущим положением фейдера канала. Обратите внимание на то, что на большинстве микшерных консолей данные кнопки воздействуют только на мониторные шины и никак не отражаются на работах шин Main, Tape или Aux. Кнопки PFL и AFL (чаще AFL) могут также называться кнопками "Solo".
Мьютирование (Mute)
Данная кнопка отключает (мьютирувет) сигнал выбранного канала вне зависимости от положения канального фейдера. После отключения пользователь может очень быстро вернуть канал в исходное состояние без необходимости манипулировать фейдером, перемещая его вниз-вверх.
Фейдер
В нижней части каждого канала располагается или линейный фейдер, или вращающийся регулятор. И тот и другой используются для управления уровнем сигнала, направляемого на мастер-шину. Более дорогие модели пультов оборудуются удлиненными фейдерами для обеспечения максимально точного микширования.
6. Основные термины
Пре/пост-фейд (Pre/Post Fade)
Данный термин используется для того, чтобы показать, каким образом сигнал проходит через электрические цепи микшера. Обычно это важно для Aux-посылов. Режим "до фейдера" (Pre Fade) означает, что при посыле на вспомогательную шину сигнал не проходит через фейдер (а иногда и через эквалайзер тоже). Это очень удобно для посыла на мониторы и наушники, поскольку позволяет формировать альтернативный микс, не зависящий от микса на главном пульте (FOH). Режим "после фейдера" (Post Fader") означает, что на вспомогательную шину сигнал отправляется уже после прохождения через канальный фейдер. Он применяется для посыла сигнала на эффекты. Подобный тип подключения позволяет правильно соблюсти пропорцию между необработанным и обработанным сигналами.
Симметричное/несимметричное соединение
Данный термин используется для характеристики типа передачи сигнала от источника к приемнику. Симметричное соединение требует симметричного входа на одном конце кабеля и симметричного выхода — на другом. Основное преимущество симметричной передачи заключается в существенном снижении помех, в особенности при работе с длинными кабелями. Это достигается за счет передачи сигнала по двум проводам, один из которых инвертирован по фазе. На выходе сигнал второго провода еще раз инвертируется и складывается с сигналом с первого провода. В результате все наведенные во время прохождения сигнала по кабелям помехи взаимоуничтожаются, а исходный сигнал еще и усиливается в два раза. Для симметричного подключения применяются разъемы XLR или TRS (Tip-Ring-Sleeve). Симметричные разъемы TRS, в отличие от несимметричных двухконтактных "моноджеков", оборудованы тремя контактами и часто называются "стереоджеками", поскольку их также можно применять для передачи несимметричного стереофонического сигнала. Основная проблема при работе с несимметричным подключением — высокий уровень помех. И хотя для небольших инсталляций это может оказаться не слишком важным, при работе с более длинными кабелями несимметричная коммутация может привести к росту уровня шумов и помех. Практически все микрофоны и микрофонные входы являются симметричными; для линейных входов, однако, применяется как симметричное, так и несимметричное соединение.
7. Заключение
Производители предлагают микшеры самых разных конфигураций, и самого разного качества. К задаче выбора микшера, который должен решать определенные задачи, необходимо подходить со всей ответственностью. Кроме того, надо обязательно думать о будущем и принимать в расчет потенциальные потребности в расширении. Надеемся, наше онлайн-руководство помогло вам разобраться в принципах работы микшеров и сопутствующих терминах, а также сняло множество вопросов, которые могли бы возникнуть при выборе микшера.