ОШИБКА ИЛИ ФОРС-МАЖОР НА СЦЕНЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

ОШИБКА ИЛИ ФОРС-МАЖОР НА СЦЕНЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

На сцене, как и в жизни, в каждый момент может произойти все, что угодно. Нельзя просто так выйти и сыграть концерт так, как вы его представляли себе вечером накануне. Окружающие обстоятельства всегда влияют на каждый отдельный концерт. Да и вы сами можете ошибиться, заболеть, перебрать с алкоголем и т.д. Что делать, если жизнь упорно вмешивается в ваши выступления, и поделать вы с этим ничего не можете?

Американская группа Phish давала рядовой концерт в Шарлоттсвилле в 2009 году. Вдруг на сцену выбежал голый парень и начал носиться от музыканта к музыканту, обнимая всех и радуясь. Выступление было остановлено пока охрана не поймала нарушителя порядка. Когда позднее группа вышла на бис, они начали играть любимую песню фанатов “Run like an Antelope”. Текст там довольно простой: “…you’ve gotta run like an antelope, out of control…”, и толпа привыкла громко скандировать эти слова. Однако группа извлекла пользу из произошедшего чуть ранее на сцене и заменила слова на “you’ve gotta run like a naked guy, out of control”.  Может быть, в тексте это выглядит странно, однако для публики это был настоящий магический момент – все пели в унисон и хохотали. Концерт так и остался в истории как «Naked guy show».  Посмотреть этот фрагмент концерта можно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=dTvHuUhRAYo.

В чем же тут мораль? Голые парни, ваши собственные ошибки, неполадки с оборудованием – во время живых выступлений может произойти то, что вам не приснится даже в ночном кошмаре. Иногда ошибки бывают совершенно незаметными – например, вы на полсекунды путаете ноты; но иногда вам приходится прерваться на 15 минут для того, чтобы заменить что-то из оборудования. И к таким моментам нужно быть готовыми – вам нужно знать, как продолжать шоу во что бы то ни стало, а иногда и превращать их в уникальный опыт для самих себя и вашей аудитории.

ИДЕНТИФИЦИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ И НАЙДИТЕ РЕШЕНИЕ

То, как вы определяете проблему – ключ к ее решению. Некоторые ошибки не стоят того, чтобы заострять на них внимание - например, вы пропустили ноту или две в соло или перепутали несколько слов в куплете – можно продолжать играть дальше. В большинстве случаев публика ничего не заметит. Ну, разве что самые преданные и внимательные фанаты и пара присутствующих в зале музыкантов.

Другие неприятности на сцене могут действительно требовать внимания и вмешательства: например, задымившийся усилитесь или полностью забытые слова песни. Прежде всего, выясните, что пошло не так, и как это можно исправить. Это могут быть физические - действия починка или замена оборудования, или «метафорические» - спасительные шутки в оправдание забытого текста.

СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ

Это, пожалуй, самое важное условие для того, чтобы превратить ошибки в позитивный опыт. Независимо от тяжести вашей фрустрации, сохраняйте спокойствие и не поддавайтесь давлению ситуации. Как только люди из зала увидят ваше беспокойство, они: а) будут чувствовать неловкость за вас, б) заметят ваш непрофессионализм.

Если вы поете, микрофон бесконечно бьется током, вы подаете знаки звукоинженеру, но ничего не происходит, не стоит выходить из себя на пятой песне. Между песнями объясните, что происходит, и попросите о помощи. Если звукорежиссер уснул, его обязательно кто-нибудь разбудит.

УЛЫБАЙТЕСЬ

Когда для публики становится очевидно, что вы совершили ошибку или что-то пошло не так, до того, как она отреагирует, дайте ей понять, что вы в курсе происходящего и просто посмейтесь над проблемой. Люди в зале не ждут от вас безупречности, даже если вы сами не делаете себе поблажек.  В некоторых случаях вы даже становитесь «ближе к людям» в хорошем смысле, и нет ничего плохого в публичной демонстрации вашей уязвимости. Помните, ваша реакция всегда передастся публике. Если вы улыбнетесь, люди сделают то же самое. Если вы впадете в ярость, их настроение резко ухудшится. Если даже вас не тянет улыбаться, сделайте все возможное, чтобы выглядеть невозмутимыми.

ПУСТЬ ГРУППА ИГРАЕТ БЕЗ ВАС

Если у вас порвалась очень нужная струна или сломалось еще что-то, пусть группа играет некоторое время без вас. Многим группам знакомо понятие «broken string jam» (джем порвавшейся струны) - когда лид-гитарист слишком неистовствует и рвет струну, вся остальная группа должна что-то играть, пока он не приведет инструмент в порядок. Публика не должна в течение десяти минут наблюдать за тем, как один участник группы что-то чинит, остальные переминаются с ноги на ногу, не зная куда деть взгляд.

Можно заранее придумать ходы для подобных моментов на репетициях – под мелодию одного инструмента можно представить группу, спеть кавер а капелла, или, если у барабанщика пошло что-то не так, пригласить на сцену друга (заготовленного заранее) и сыграть с ним акустическую песню-сюрприз. Выглядеть это будет естественно, и таким образом вы создадите магический неповторимый момент.

ШУТИТЕ

Беззаботное самоуничижение – это всегда отличный способ развлечь себя и публику. Позориться с достоинством тоже можно научиться. Не стесняйтесь шутить про себя, самоирония – это очень здорово. Однажды во время выступления Radiohead Том Йорк забыл огромный кусок текста песни «Fade Out», потом он просто посмеялся, пожал плечами и сообщил публике:  «Пожалуй, у меня действительно едет крыша». Возможно, кого-то из поклонников могло расстроить то, что он забыл слова, но Йорк показал им свою человеческую сторону, посмеялся и разрядил обстановку.

Другой пример – Адель. Однажды во время выступления ее за лодыжку укусил жук, и ей пришлось остановить концерт. Она сказала: «Этот чувак грыз мою лодыжку! Наверняка, самый ярый мой фанат». Толпа, разумеется, рассмеялась. Если что-то идет не так во время шоу, нет ничего плохого в том, чтобы пролить свет на трудности и объяснить публике, что происходит. Главное, делать это непринужденно, ни в коем случае не жалуясь и не давая людям понять, что вы в бешенстве.

ИМЕЙТЕ В ЗАПАСЕ ПАРУ ИСТОРИЙ

Некоторые «спасательные» действия на сцене могут занимать время, и неловкое молчание может очень сильно давить. Готовясь к концерту, подумайте о том, что вы можете рассказать со сцены, и что может быть интересно абсолютно каждому. Особенно это касается сольных исполнителей, у которых на подхвате нет группы, которая могла бы поджемить. Поэтому пока вы натягиваете струну, разговаривайте с публикой, рассказывайте о смешных или удивительных случаях – хоть из детства, хоть о том, что произошло с вами, пока вы ехали на шоу (и, кстати, неважно, будет ли все сказанное правдой или нет). Так люди не будут отвлекаться от вас, и вы сможете плавно и без потерь перейти к следующей песне.

ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА ИГРАЙТЕ ХИТ

Как только проблема будет исправлена, возвращайтесь с одним из своих главных треков. Наверняка вам хочется, чтобы люди поскорее забыли о неурядицах, и взрывная песня – это лучшее решение для такой ситуации. Не волнуйтесь о том, что план будет нарушен. Иногда сценарий переписывают по ходу съемок – и на сцене ситуация порой требует подобного.

Хорошая подготовка никогда не бывает лишней. Даже если вашим товарищам по группе кажется, что вы слишком «заморачиваетесь». В некоторых ситуациях, которые требуют активного вашего участия, очень трудно импровизировать в решении проблемы. И именно тогда на помощь приходят заготовленные уловки. Отведите отдельную репетицию для таких уловок, и первый же концерт, в который беспардонно вторгнется реальность, будет спасен.  

Предыдущая Следующая