ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ РАЗНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ НАЗВАНИЯ РАЗНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ

Этимология названий музыкальных жанров – это неточная наука. Иногда на название влияет география, иногда – ситуация (диско от происходит от дискотеки), иногда это чувство, которое вызывает музыка – например, рейв (от англ. “rave” - неистовство). Порой архаичный термин и то, что он обозначает, уходит из языка, а музыкальная форма, названная им, становится настолько универсальной, что первоначальное значение утрачивается без остатка. Зачастую жанры берут название из терминов, обозначающих секс, наркотики и…, собственно, рок-н-ролл. С него и начнем.

РОК-Н-РОЛЛ
Время появления: 17 век
Место появления: море

Термин рок-н-ролл происходит от “rocking and rolling” (“качание и катание”) – слов, использовавшихся для описания движения корабля по воде моряками в 17 веке. Также одинокие моряки называли все, что относится к какому-либо ритмическому движению. В 20-х годах прошлого столетия термин стал популярной метафорой для обозначения как танцев, так и секса. И существовал он наряду с другими выражениями - "blanket hornpipe" и "making a lobster kettle", однако “rocking and rolling” позднее нашло и третье значение.

Блюзовая баллада Трикси Смит 1922 года “My Man Rocks Me (With One Steady Roll)” ловит этот самый переход – там говорится о танцах и сексе, но уже не упоминается о кораблях и моряках. Когда диджей Алад Фрид начал использовать “рок-н-ролл” для описания более быстрого кантри/блюза в своих радиопередачах в начале 50-х, сексуальный подтекст отошел на задний план. Упомяни Фрид в эфире что-нибудь вроде “Rock’n’Roll Party” двумя десятками лет раньше, это вызвало бы общественное возмущение.

ФАНК
Время появления: начало 17 века
Место появления: Франция

В старом французском диалекте слово “funkier” было глаголом, обозначающим раздражение окружающих сигаретным дымом, задымление комнаты и т.д. В начале 17 века французские переселенцы привезли слово в Америку, и там оно стало сленгом, обозначающим плохой запах. Шли века, и значение слова менялось, однако даже в начале 20 века у “funky” все еще оставалась негативная коннотация. Однако начиная с 30-х годов смысл начал меняться быстрее, и с помощью джазовых и блюзовых музыкантов к концу 60-х слово стало обозначать музыкальный стиль, совершенно утратив первоначальный смысл.

ГРАЙМ
Время появления: 1580 год
Место появления: Англия

В данном случае, в отличие от других слов, давших названия музыкальным жанрам, значение слова “grime” почти не поменялось с 16 века. Оно происходит от среднеанглийского “grim” (мрак, грязь, мерзость). Для многих до сих пор является загадкой то, как подобное слово стало обозначением современного стиля в Британии, записи представителей которого продаются по всему миру огромными тиражами.

На самом деле, грязь обозначает звук баса, прямолинейность текстов. DJ Target объяснял в одном из интервью: “Как только появился жанр, журналисты дали ему название – сначала это было “grimy”, потом просто “grime”. Мы сначала не понимали, что они имеют виду. Что мы грязные? Потом до нас дошло, что они имели в виду звук, и так все и осталось”.

ХИП-ХОП
Время появления: 1976 год
Место появления: Нью-Йорк

Некоторые считают, что термин вышел из “Rappers Delight” The Sugarhill Gang ("I said a hip hop / Hippie to the hippie / The hip, hip a hop, and you don't stop"), однако к моменту появления композиции в 1980 году он уже был вовсю в ходу.

Слово было детищем Кита Уиггинса из Grandmaster Flash and the Furious Five, который дразнил друга, уходящего в армию, говоря о том, как будут звучать его ботинки во время армейских маршей. Он повторял слово со сцены, и скептически настроенные зрители начали называть его товарищей прото-рэпперов “hip-hoppers”. Так название и закрепилось.

ПАНК
Время появления: 1604 год
Место появления: Лондон

Уильям Шекспир в “Все хорошо, что хорошо кончается”, написанную в 1604 году, упоминал элитную проститутку, называя ее “taffety punk” (расфуфыренный панк), и с тех пор коннотация у слова была не очень лестная. В 17 веке слово применялось для гнилой древесины, в 19 веке так обозначали что-то бесполезное, низкое. К началу 20 века панком называли представителя низших слоев населения и преступников. Слово обозначало слабость, отсутствие морали, иногда намекало на гомосексуальность, но использовалось исключительно как грубое оскорбление.

Когда рок-журналисты пытались описать гаражные группы середины 60-х, такие как The Seeds, у которых было больше духа и ярости, нежели музыкальных навыков, термин пришел на помощь. Эти музыканты разучивали самые простые приемы и не обращали внимание на детали и технику, и это стало панк-версией рока. Разумеется, сами музыканты не были в восторге от прилипшего к ним ярлыка, но следующее поколение музыкантов, следовавших тем же принципам в 70-х, уже были совсем не против.

РЕГГИ
Время появления: 1960-е
Место появления: Кингстон, Ямайка

Появление названия главного ямайского стиля было напрямую связано с социальным статусом малообеспеченного населения Кингстона. Словами rege или rege-rege называли оборванную одежду и склоки/споры одновременно. Существовало тогда и другое сленговое слово streggae, которым описывали непривлекательную женщину, нищенку или проститутку. Запутывая всех еще больше, Боб Марли любил утверждать, что этот термин исходит из испанского слова «музыка короля», полученного из латинского префикса regi.

Были ли все эти факты в голове Тутса Хибберта, когда со своей группой Maytals в 1968 году он выпустил бойкий рокстеди-гимн “ Do the Reggay”, неизвестно. Но учитывая политическую направленность регги-текстов, уличную риторику и заразительные ритмы, можно подумать, что все вполне сходится.

БЛЮЗ
Время появления: 1600-е
Место появления: английские пабы

Хорошо известно, что блюз – это музыкальная форма, пропитанная горечью и трагедией, а само название жанра, вполне возможно, относится к слову, которым в Англии 17 века описывали последствия употребления алкоголя в больших количествах. В 1600-х годах о перебравшем человеке, видящем галлюцинации и ведущем себя очень странно, говорилось, что его атаковали “синие демоны” (“blue devils”).

Со временем термином blues стало называться состояние тревоги и стресса, невозможность вырваться из череды бед и огорчений. Также описывалось состояние опьянения. Музыка, под которую танцевали в юге Америки, была ритмична и очень меланхолична, поэтому нет ничего удивительного в том, что термин, обозначавший пьянство и душевную боль, стал названием целого музыкального стиля.

Предыдущая Следующая