ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, О КОТОРЫХ НУЖНО ПОМНИТЬ, КОГДА БЕРЕТЕ ИЛИ ДАЕТЕ В ДОЛГ ОБОРУДОВАНИЕ
Каждому музыканту знакома ситуация: вы играете концерт в туре, и ваш усилитель сгорает. Или ваша гитара, которую вас в аэропорту заставили сдать в багаж, оказывается в Новосибирске, в то время как вы сами приземлились в Екатеринбурге. В последний момент вам приходится искать инструмент или оборудование: вы трясете промоутера, знакомых музыкантов, пишете в соцсети объявления и т.д.
Берете ли вы оборудование через специальные вебсайты или одалживаете бас у бывшего парня вашей соседки, или наоборот – сами делаете кому-то одолжение, предоставляя инструмент на вечер, помните об этих важных пяти вещах:
1. ПРОВЕРЯЙТЕ ЧЕЛОВЕКА И ВЕРЬТЕ СВОЕЙ ИНТУИЦИИ
Первое правило: вы всегда можете сказать «нет».
Если вы владелец вещи, которую даете/сдаете кому-то, поймите, с каким именно человеком вы связываетесь. Спросите, что именно он будет делать с вашей гитарой – в каком месте концерт, где проходит запись и все прочее. Вполне возможно, ваш Marshall отлично подойдет для одного хард-рок концерта в баре, но едва ли вам захочется, чтобы ваш винтажный Fender Tweed Bassman 1959 года уехал на несколько недель в тур. Соглашайтесь только на то, что вам кажется уместным.
Если вы сами берете оборудование, убедитесь, что оно полностью подходит для ваших нужд. Если вы берете что-то в рентале, и у вас есть выбор, то вам не нужно хвататься за первый же попавшийся вариант. Тот человек, что сдает вам оборудование, также не должен вызывать вопросов. Это деловое соглашение, и здесь важно верить своей интуиции.
2. ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯЙТЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДО И ПОСЛЕ ПЕРЕДАЧИ
Так же как вы обходите вокруг машины перед тем, как взять ее в аренду, стараясь убедиться, что с ней все в порядке (и убедиться, что царапины идут в комплекте), делайте то же самое с инструментами и оборудованием. Притом, это должны делать обе стороны. Не стесняйтесь делать фотографии, чтобы запомнить состояние инструмента или усилителя – неважно, повидали ли они много на своем веку в турах или совершенно новые.
При возвращении оборудования делайте то же самое – обе стороны должны быть уверены, что все в том же состоянии. Если вы потеряли какую-то деталь или что-то сломалось, сразу заявляйте об этом.
3. ОБРАЩАЙТЕСЬ С ОБОРУДОВАНИЕМ ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ ОНО БЫЛО ВАШИМ
Вы используете чье-то оборудование. Скорее всего, эти люди его любят, у них с ним связаны воспоминания (а также воспоминания о затратах). Они с ним ездили на гастроли, сочиняли на нем песни о болезненных разрывах, записывали свой первый альбом и т.д. Обращайтесь с этим оборудованием с уважением, так, как обращались бы со своим, или хотели бы, чтобы кто-то обращался с вашим.
4. ВСЕГДА БУДЬТЕ ПРОФЕССИОНАЛАМИ, КОГДА БЕРЕТЕ В ДОЛГ ИНСТРУМЕНТЫ
Даже если гитару вам дает ваш школьный друг, с которым вы не расставались 15 лет, старайтесь вести себя профессионально. Профессионализм в данном случае: рассказать другу о том, как будет использоваться инструмент, вернуть его точно тогда, когда вы договорились и т.д. Так же ведите себя, когда сами одалживаете кому-то драгоценный инструмент: прямо заявляйте о том, чего делать нельзя, почему, и когда вы ждете, чтобы его вернули.
Если вы берете сразу множество деталей, приклейте на коробку тейп со списком того, что вы взяли (и наоборот) – когда будете возвращать оборудование, процедура займет не так много времени.
5. ЗАВОДИТЕ СВЯЗИ
Обычно мы общаемся с музыкантами, которые близки нам по духу (или по географии). В случае же с арендой мы встречаемся с совершенно разными людьми, принадлежащими к разным контекстам. Вы не знаете, кто эти люди, где они были, кого они знают и с кем играли, а также какие совместные музыкальные дела вы могли бы провернуть в будущем. Если вы одалживаете свой инструмент кому-то из другого города, то автоматически получаете новый контакт из места, в котором вам, вполне вероятно, в скором времени захочется сыграть. Уделяйте время коротким беседам, рассказывайте байки из туров и задавайте вопросы. Если беседа не клеится, ничего страшного, но во многих случаях даже при таком коротком взаимодействии можно найти себе нового друга, соавтора или диван, на котором можно будет переночевать во время очередного тура.