ПОЧЕМУ ИНОГДА ТАК СЛОЖНО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В МУЗЫКЕ?

ПОЧЕМУ ИНОГДА ТАК СЛОЖНО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ В МУЗЫКЕ?

Творческие эксперименты – это всегда риск. Мы учимся играть на инструменте, выбираем стиль, репетируем дни и ночи. Для всего этого нужна дисциплина. Также нужно приезжать на свои концерты вовремя, из раза в раз играть одну и ту же музыку. Как только мы начинаем получать дивиденды за свои труды, нам нужно еще больше дисциплины. И уж тем более, теперь, когда мы несем ответственность перед своими поклонниками, очень важно придерживаться выбранной стратегии. Что же делать с желанием искать и экспериментировать?

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ?

Желание экспериментировать – это образ мышления, при котором все идеи заслуживают проработки, если являются новыми. Чтобы разблокировать эти идеи, музыканты прибегают к новым для себя методам создания музыки: играют на незнакомых инструментах, слушают непривычную музыку, приглашают для коллабораций не самых очевидных коллег и т.д.

Результатом экспериментов может стать буквально что угодно, но зачастую сам процесс состоит из бесконечного потока идей, уходящих в никуда, пока что-то одно не захватит все внимание экспериментатора.

ПОЧЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДАЮТСЯ ТЯЖЕЛО?

Сама идея экспериментов нравится очень многим в теории, но далеко не все прибегают к ним. Наш мозг хочет видеть результаты, нам нужны эффективные методы работы: «Если я буду играть эту гамму по 30 раз в неделю в этом месяце, то, в конце концов, ее запомню». Мы точно знаем, когда именно рука привыкнет к новому сложному упражнению. Эксперименты же нуждаются в тоннах энергии и времени, и нет никакой гарантии, что закончатся они чем-то интересным и полезным.

Так, многие музыканты из года в год пишут одну и ту же песню, зная, что она принесет быстрый результат – в краткосрочной перспективе это делать гораздо легче, чем экспериментировать. Особенно это относится к тем музыкантам, карьера которых началась давно. Конечно всегда есть исключения (и их немало), но обращали ли вы внимание на то, что музыканты до 25 лет смелее и быстрее меняют направление, чем их старшие коллеги? Это одна из причин, почему само понятие музыкальной опытности – палка о двух концах. Развитие навыков игры на инструменте делает нас функциональными музыкантами, но вовсе необязательно вместе с тем и креативными. Рисковать всегда легче, когда ты в чем-то новичок и тебе нечего терять.

КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ СНОВА?

Если вы играете давно и чувствуете, что вернуться к экспериментированию вам сложно, не отчаивайтесь. Это нелегко, но есть способы заставить себя это сделать. Очевидные предложения здесь – это прослушивание новой музыки и игра на новом инструменте, но один из самых действенных способов – это четко определить паттерны, которым вы следуете на протяжении долгого времени, и намеренно сломать их. Если вы привыкли сочинять музыку, сидя за фортепиано, возьмитесь за компьютер и программы для написания музыки. Смените репетиционную базу, сделайте перестановку в комнате. Попробуйте сделать небольшие изменения в каждой вещи, которая сопровождает ваш творческий процесс – от времени подъема до площадок, на которых вы привыкли выступать. Посмотрите на Майка Паттона, Бьорк, Дэвида Бирна и многих-многих других – они делают что-то новое с каждым альбомом, сохраняя целостность и заставляя весь мир пристально следить за каждым своим шагом.

Предыдущая Следующая