ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ПЕСНИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО О СЕБЕ?

ПОЧЕМУ НЕ НУЖНО ПИСАТЬ ПЕСНИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО О СЕБЕ?

Сочинение песен может быть очень интенсивным, личным и интимным процессом, поэтому нетрудно понять тех музыкантов, которые заявляют о том, что они пишут музыку исключительно для себя и о себе. Нам всем известно, что все попытки копировать известных исполнителей обычно заканчиваются полным фиаско. Однако и написание песен, описывающих исключительно ваш личный опыт, может, в некотором смысле, быть разрушительным.

Разумеется, идеи автора, находки, обнаруживающиеся в процессе самокопания, его опыт – все это не просто важно в процессе сочинения песен. Это совершенно необходимо. Музыкой вообще едва ли стоит заниматься, если в ней нет искренности, эмоции, и если в ней не прослеживается подлинный опыт. Но песни работают более эффективно, если их автор находит способ сломать барьер между собой и слушателем. Хорошая музыка почти всегда заставляет слушателя думать, что исполнитель его понимает. А это значит, что исполнителю полезно стараться находить баланс между чистым самовыражением и созданием музыки, которая может «говорить» с людьми.

О чем зачастую не думают некоторые исполнители – это о том, что музыка предназначается еще и для других людей, а не только для них самих. А самые запоминающиеся произведения получаются тогда, когда автора чувствует желание испытать слушателя, задать вопросы, а не только доставить ему удовольствие. Конечно, если вы занимаетесь музыкой исключительно как хобби, и не собираетесь ее никогда никому показывать, то все выше и ниже сказанное к вам не относится. Но для каждого сонграйтера или композитора, который хочет, чтобы его музыка была услышана, очень важно найти баланс. Вот несколько вещей, которые помогут не сосредотачиваться исключительно на себе:

ПОПРОБУЙТЕ УСЛЫШАТЬ СВОЮ МУЗЫКУ СО СТОРОНЫ

Безусловно, полностью стереть свою перспективу из процесса прослушивания собственной музыки невозможно, но немного отдалиться вы все-таки можете. Когда вы пишете, старайтесь представить себе, что ее услышит кто-то, кто вас не знает или кого вы совсем не заботите. Вам можете показаться, что это слишком трудно, однако если пробовать постоянно, то со временем начнет получаться. Это упражнение помогает сфокусироваться на своих текстах и понять, будут ли они резонировать с кем-то еще, помимо вас самих.

АРТИКУЛИРУЙТЕ СВОИ ИДЕИ И ЭМОЦИИ ВО ВРЕМЯ СОЧИНЕНИЯ

Вы знаете себя всю жизнь, не правда ли? Но наличие этого знания не всегда означает, что вы очень ловко умеете говорить о своих мыслях и чувствах с другими людьми. Еще до того, как вы возьметесь за песню, постарайтесь максимально четко артикулировать свои эмоции, которые хотите в эту песню вложить – назовите их и подумайте о тех чувствах, с которыми они связаны, о причинах, о следствиях, о том, к какому еще опыту они могут относиться. Также подумайте о том, что вас вдохновляет – если вы все еще не можете четко сформулировать эту мысль, то это будет отличным первым шагом.

Когда вы пишете, изо всех сил старайтесь максимально точно приблизиться к тому, о чем хотите говорить в песне, и проверяйте себя каждую минуту, старайтесь понять, насколько точно текст передает ваш посыл. Ваша песня может быть абстрактной, нелинейной, она может содержать лишь фрагмент истории – все это хорошо. Свободные ассоциации и «спонтанное сочинение», кстати, могут быть очень полезны для обнаружения всех тех вещей, которые застряли глубоко в вашем подсознании и на протяжении долгого времени отказывались вылезать наружу.

СПРОСИТЕ СЕБЯ: «Я СТАНУ ЭТО СЛУШАТЬ?»

Попробуйте представить себя на чьем-то месте, если бы вы не были собой, стали бы вы слушать эту музыку? Даже минутный анализ позволяет прояснить картину. Еще один способ – хорошенько подумать, что именно делает вашу музыку уникальной, и если вы сможете услышать и сформулировать это, то велика вероятность того, что и другие смогут сделать то же самое.

Также старайтесь переслушивать свои демо или домашние записи, находясь в совершенно разных настроениях. Это вовсе не значит, что нужно стараться угодить и депрессивным, и веселым людям, просто сменяющиеся настроения помогают найти нужную дистанцию для трезвой оценки собственной музыки.

СТАРАЙТЕСЬ ИНОГДА ПИСАТЬ ПЕСНИ «НЕ ОТ СЕБЯ»

Это просто упражнение, вам вовсе необязательно  исполнять эти песни перед людьми. Возьмите кого-то из близких друзей или родственников и какую-то ситуацию, с которой они могли бы столкнуться. Зная их реакции и общий склад, вы сможете написать несколько строчек от их лица. Это упражнение помогает посмотреть свою музыку с разных перспектив. Да и вообще полезно для изучения окружающего мира и людей, в нем живущих.

ПИШИТЕ ПЕСНИ-ИСТОРИИ, ВДОХНОВЛЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРОЙ

Если вы понимаете, что все ваши песни – это пересказ расставаний, вечеринок и долгих задумчивых дней, которые случались в вашей жизни, попробуйте написать о чем-то, не имеющем к вам прямого отношения. Истории, которые вас вдохновляют – лучший выбор. Вас самих в этой песне будет предостаточно – выбор интонаций, музыки и всего остального будет говорить за вас. А вы в это время будете практиковаться в выходе за пределы описания собственного опыта. В мировой литературе множество интересных персонажей: что бы было, если бы Дон Кихот попал в 21 век? Что бы случилось, если бы Капитан Ахав поймал белого кита? Что творилось в голове Анны Карениной перед тем, как она приняла роковое решение? Обо всем этом можно фантазировать часами, так почему бы не перенести эти фантазии в песни? Расширяйте свои горизонты, старайтесь находить связь со слушателями – и вы обретете верных поклонников, количество которых будет постоянно увеличиваться.

Предыдущая Следующая