ПОЧЕМУ НУЖНО РАБОТАТЬ НАД СВОЕЙ КРЕАТИВНОСТЬЮ

ПОЧЕМУ НУЖНО РАБОТАТЬ НАД СВОЕЙ КРЕАТИВНОСТЬЮ

Эта статья появилась на сайте Discmakers, автор – Джонни Дуинелл.

Один мой друг, журналист Уэйд Саттон, недавно присылал мне ссылку на видео, где Джон Клиз из Monty Python говорит о природе креативности. Речь длится 36 минут, и я очень рекомендую послушать ее. Пока у вас нет времени посмотреть видео, я изложу некоторые основные моменты здесь.

КРЕАТИВНОСТЬ – ЭТО НЕ ТАЛАНТ

Способность к творчеству – это не врожденная вещь, которая может быть или не быть у человека. Креативность сама по себе – это не талант. Она никак не относится к вашему IQ. Креативность – это способ поведения.

Психолог Дональд Уоллес Маккиннон провел обширное исследование природы креативности в 70-х годах в калифорнийском Беркли. В исследование были вовлечены художники, инженеры, ученые, писатели – и Маккиннон выяснил, что IQ тех, кого товарищи называли наиболее креативными, ничем не отличался от их «менее креативных» коллег. Они просто умели себя погружать в правильное состояние, которое позволяло креативности выходить наружу.

Маккиннон описал это как способность к игре и умение вести себя по-ребячески. Ребячество в данном случае означало способность генерировать идеи без какой-либо заданной цели – просто ради развлечения.

В своей речи Клиз также упоминает о другом исследовании, которое опиралось на состояния человека: ОТКРЫТОЕ и ЗАКРЫТОЕ.

В закрытом состоянии мы проводим бОльшую часть своего времени. В нем мы знаем, куда нас ведут наши действия: мы начинаем и заканчиваем дела, мы практичны. Это состояние призвано помогать нам добиваться результатов – здесь есть и тревога, и давление, и ожидания. Мы не может быть креативны в таком состоянии.

Открытость – это состояние, в котором мы готовы к творчеству. Мы открыты ко всему.

Оба состояния человеку необходимы. По сути, мы должны погрузиться в закрытое состояние, чтобы то, что мы придумали в состоянии открытом, обрело какую-то форму.

Вот пять вещей, которые помогут вам выходить в открытое состояние. Клиз предупреждает, что нет никаких гарантий, что у вас это сразу получится, но уж точно они помогут хотя бы приблизиться к этому состоянию.

1. Пространство. Чтобы креативность включилась, вам необходимо физически удалиться от своей рутины. Вы не сможете включить «режим ребенка» под ежедневным давлением – оно всегда требует от вас закрытого состояния. Вам необходимо найти этот оазис для творчества.

2. Время. Создайте или «обживите» этот оазис и пользуйтесь им в определенные периоды времени. Назначение точного начала и окончания этот сеанса открытости поможет вам вылезти из закрытого состояния.

  • Гораздо легче делать срочные простые вещи (стирка, е-мейлы, звонки и т.д.), чем более важные, но не срочные вещи – например, размышления.
  • Гораздо легче делать вещи, про которые мы точно знаем, что способны их делать, чем те, в результатах которых мы не уверены.
  • Осознавать это очень важно, потому что ваш мозг, скорее всего, сразу решит использовать ваше творческое время, сосредоточившись на небольших «достижимых» вещах, чтобы избежать трудностей, связанных с необходимостью думать. Позвольте себе расслабиться и погрузиться в размышления – это что-то вроде медитации.
  • Из-за того, что мозгу необходимо время для того, чтобы погрузиться в необходимое состояние, не нужно торопиться и выделять лишь 30 минут. Пусть это будет полтора часа для погружения и дополнительный час для непосредственного создания чего-то.

3. Еще больше времени. Здесь вы должны себе ответить на вопрос: «Как я буду использовать созданный мной оазис?»

  • Совершенно естественно чувствовать тревогу, когда у вас нет решения какой-то проблемы. Например, не имея куплета или припева для песни.
  • По этой причине многие музыканты торопятся и принимают первое решение, которое приходит им в голову – чтобы уберечь себя от дискомфорта.
  • В исследовании Маккиннона более креативные люди всегда позволяли себе взять таймаут на подольше прежде чем принимать решения. Они спокойно относились к тому, что пока не могут найти нужное решение. Старайтесь спрашивать себя: «Я доволен текстом песни, потому что нашел решение или потому что нашел лучшее решение?»
  • Клиз рекомендует давать себе настолько много времени, насколько это возможно – чтобы прийти к каким-то уникальным результатам.

4. Уверенность. Ничто так не подавляет творческие способности, как боязнь совершить ошибку.

  • «Играть» - это значит экспериментировать в открытом состоянии. Вы не сможете играть с реальностью, если будете бояться, что выбранное вами направление неправильное или плохое.
  • У вас есть выбор: играть или не играть. Нельзя быть спонтанным, имея четкие намерения.
  • Чтобы обрести уверенность, нужно четко понимать, что в режиме открытости и креативности нет правильного и неправильного. Любая вещь, которая может показаться смехотворной или сумасшедшей, потенциально может привести вас к прорыву, которого вы так ждали.

5. Юмор. Юмор помогает перейти из закрытого состояния в открытое быстрее, чем что-либо еще.

  • Юмор раскрепощает нас. Он является очень важным условием для спонтанности, «игривости» и креативности, в которых мы нуждаемся в решении проблем. Какими бы серьезными эти проблемы ни были.

Свою речь Клиз продолжает, говоря о том, что если вы дадите себе время на размышление, вы будете награждены. В какой-то момент ваше подсознание преподнесет вам подарок, и, скорее всего, этот момент будет совершенно неожиданным.

Также проще включать креативность с товарищем или группой людей. Однако если хоть от кого-то из группы будет исходить давление, и вы начнете бояться совершить ошибку, то ваша креативность будет в опасности.

Старайтесь настраиваться на позитивный лад и окружать себя людьми, которые умеют настраивать себя так же. Старайтесь поменьше говорить «Нет», «Неправильно», «Мне это не нравится». Найдите способ поддерживать людей, пробуждать в них креативность, и создавайте среду, в который каждый будет чувствовать себя комфортно, исследуя свои границы и самые безумные идеи.  

Предыдущая Следующая