ПОЧЕМУ ВАЖНО УМЕТЬ ГОВОРИТЬ О МУЗЫКЕ?

ПОЧЕМУ ВАЖНО УМЕТЬ ГОВОРИТЬ О МУЗЫКЕ?

Довольно часто можно заметить, как отвечающие в интервью музыканты, режиссеры, художники на вопрос «Что вы хотели сказать своим альбомом/фильмом/картиной?» отвечают «Все, что я хотел сказать, я сказал в своем произведении». И это резонно, мы не обязаны отчитываться перед не очень умными собеседниками – музыка говорит сама за себя. Однако, во-первых, далеко не всегда собеседник или публика глупы, во-вторых, иногда произведения действительно оставляют слушателя или зрителя в недоумении, и нет ничего страшного в том, чтобы уметь донести мысль словами постфактум.

МЫ НЕ ЖИВЕМ В ВАКУУМЕ


Время движется, накапливая гигабайты и килотонны записей и видео, и в наши довольно трудно быть необразованным (информационно) музыкантом. Мы вдохновляемся, заимствуем, переосмысливаем услышанное.  Невозможно игнорировать потоки информации, которые проходят через нас. Если действительно противиться им, то лучше всего уезжать в лес и жить натуральным хозяйством. Только придется забыть о мечтах о популярности. Отстраненность, тем более наигранная, не делает никому чести. Любой художник – это часть мира, и любое творчество – его отражение. Некоторые стараются отделять себя от, например, политики. Но даже этот отказ является политическим жестом… Мы не говорим о том, что каждый должен писать политические протестные песни. У многих чудесно получается петь о личных переживаниях, романтических приключениях и прочем. Только все эти переживания проистекают в некоторой ситуации, которая складывается в стране и мире, и говорить, что это не касается каждого отдельного индивидуума – это лукавство.

Если вы не слушаете то, что было выпущено, например, после 80-го года, и называете это своим принципом (мы, конечно, преувеличиваем), то, скорее это обусловлено ленью и внутренними ограничениями. Потому как в якобы не интересующей вас современной музыке можно найти много всего интересного, и при анализе можно найти массу откровений + понять, почему одно работает, а другое нет. Очень важно понимать современный контекст, свое место и возможности в нем.

НУЖНО УМЕТЬ ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ МУЗЫКУ

Для кого мы делаем музыку? Почему мы ей занимаемся? Как музыканты, мы инстинктивно чувствуем потребность заниматься музыкой, она в наших венах, она наш воздух, она для нас все. Можно сколько угодно перечислять яркие метафоры, однако научиться говорить более простым языком все же стоит. Единственные, кто вас понимает без слов – это другие музыканты и творческие люди. Но в мире их всего несколько процентов, и если ограничиваться общением только с ними, можно упустить драгоценную информацию из другого мира. Для очень многих людей художники, и уж особенно молодые и не прославившиеся – это какие-то лишние люди, которые живут в облаках и отказываются от ответственности. Этот стереотип довольно силен, и часто ему подвержены даже ваши собственные родители.

Согласитесь, если вы играете веселую и простую музыку, под которую можно стоять на ушах, то убедить родителей в ее нужности миру будет довольно сложно. Если вам не нужны никакие объяснения, их стоит придумать для остальных. Что такое веселая простая музыка? Чем она служит людям? Тем, что они после тяжелого дня могут прийти, потанцевать, забыть обо всех своих проблемах, «очиститься» и т.д. Разве это постыдная роль – служить человеческому удовольствию? Что в этом плохого и почему это должен делать кто-то другой, а не вы? Важная часть жизни – ходить на работу, растить детей, решать проблемы, но не менее важная – это развлечения.

Какую бы музыку вы ни играли, нужно иметь в вооружении несколько хлестких фраз, которыми можно наповал убить собеседника. И лучше всего в интеллектуальной форме.

НЕМНОГО О ПОНЯТИИ COOLNESS


Российский писатель Варлам Шаламов еще в середине прошлого века писал о том, что роман умер.  Читатели больше не хотят узнавать миры, созданные головой писателя, им нужны биографии и документы (например, биография Чарли Чаплина была моментально распродана гигантским тиражом). Как это соотносится с нашей темой? Так, что музыке в наши дни действительно нужно подкрепление в виде интересного исполнителя, которому нельзя оставаться в тени. Если вы действительно хотите быть популярными, нужно учиться давать интервью, говорить на интересные темы, иметь какой-то крутой опыт, рассказ о котором будет интересен собеседнику. Есть музыка, которую вы делаете, и есть вы. Конечно, она от вас не отделима, и она появилась благодаря вам, но музыка сама по себе не может читать книги, путешествовать, попадать в удивительные передряги, в конце концов, слушать музыку и все такое прочее.

Какое слово мы чаще всего слышим в фильмах или встречаем в англоязычных (и не только) статьях, когда описывается какой-то классный человек? Это слово COOL. И связано оно необязательно с умом или красотой, оно описывает, скорее, некоторую законченную личность, человека, который осведомлен о том, что происходит вокруг - необязательно уверенно говорит о политике, но просто обладает каким-то интуитивным знанием, он хорошо выглядит и в то же время по нему не скажешь, что он тратит огромное количество времени на изучение трендов, и, последнее, он имеет некую дистанцию от мира, небольшую, но ощутимую. Вспомните героев из фильмов – Блонди из «Хороший, плохой, злой», Трэвис Бикл из «Таксиста», Тайлер Дерден из «Бойцовского клуба» - все они, по сути, рок-звезды, хоть и не музыканты. Они имеют четкие очертания, у них есть собственная конституция и критический взгляд на мир. Разве не этими качествами должен обладать каждый человек, метящий в рок-звезды?

Мы призываем не сидеть дома, получать образование (как музыкальное, так и общее), интересоваться тем, что происходит и развивать свой речевой аппарат. Популярность не придет просто так, она требует огромного терпения и коммуникативных навыков, постоянного общения и обмена информацией. Да, это противоречит стереотипному образу затворника, художника-одиночки, но мир уже давно поменялся, ускорился и страдает перегрузом информации. С этим нужно считаться и пользоваться теми возможностями, которые этот мир предлагает. 

Предыдущая Следующая