РАБОТА НАД МУЗЫКОЙ: КОМАНДА VS. СОЛО

РАБОТА НАД МУЗЫКОЙ: КОМАНДА VS. СОЛО


Некоторым людям тяжело работать в одиночестве, им нужны мнения, обмен идеями и энергией. Другие же гораздо более продуктивны, когда вокруг нет никого, кто бы отвлекал и давал советы, и уж тем более, участвовал в процессе создания чего-либо.


Многие киносценаристы, например, признаются, что им полезно общество соавтора или хотя бы совicетчика. Однако киносценарий – это зачастую массивная работа, нацеленная на большое количество зрителей. А нужен ли соавтор для того, чтобы написать/записать очень личную песню? Попробуем разобрать плюс и минусы командного и одиночного сонграйтинга.


1. ЭГО


Есть исполнители, всем нам они известны, которых не переубедишь ни в чем. Иногда это простое самодурство, а иногда действительное обладание так называемым «тайным знанием». Дело в том, что работая в команде, мы понимаем, что нет никакого одного правильного решения – истин ровно столько, сколько людей в команде. Зачастую в сражениях или обсуждении можно найти совершенно неожиданные решения, и это здорово – результат не бы таким, не поучаствуй в процессе  несколько человек. Однако работа в одиночестве не предполагает отсутствия этих самых сражений: мы бьемся с сомнениями, «внутренними голосами», настроением, ленью. Эго гуляет свободно, мы сами себе критики и креативные директора, президенты наших песен, если можно так выразиться. Но иногда для достижения лучшего результата нужно в самом деле обращаться за помощью. Даже если вы привыкли все делать самостоятельно, и не собираетесь собирать группу, то вылезать за пределы себя и спрашивать совета друзей-музыкантов все же стоит.


2. ДИСЦИПЛИНА


Безусловный плюс самурайского режима в сочинении музыки – это отсутствие обязательств перед другими (в том случае, если вы независимый музыкант, и у вас нет контракта с лейблом). В распорядке дня мы можем выделять любое удобное для нас время для того, чтобы порепетировать или посочинять. Обратная же сторона этого самурайства – лень в данном случае обладает огромным могуществом. И речь даже не столько о самом музицировании, сколько о сопровождающих вещах: организации концертов, участии в конкурсах, рассылке материалов по блогам и изданиям и т.д.


Группа и регулярные репетиции помогают собраться, не дают расслабиться и отложить дела на потом. Неважно, какую роль вы занимаете в коллективе, от вас всегда зависит многое. Люди могут как тянуть друг друга назад, так и мощно мотивировать. Если один в группе занимается промо, устраивает концерты и ведет другую полезную деятельность, то в большинстве случаев другим стыдно бить баклуши, и они начинают помогать. Если представить идеальный коллектив, в котором каждый берет на себя треть/четверть/одну пятую (смотря сколько людей в группе) часть дел, то наверняка он довольно быстро добьется успеха.


3. КРИТИКА И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ


Когда мы репетируем и обмениваемся мнениями, то в эти самые моменты закаляемся относительно критики. Сколько упреков можно выслушать от согруппников? А сколько замечаний можно отвесить своим товарищам по ходу дела? Совместная работа – отличная тренировка для сознания. Мы учимся защищать и отстаивать идеи, слушать других и продумывать слова – навык, полезный во всех остальных сферах жизни. Когда же в одиночестве мы сочиняем, пишем и переписываем, играем и переигрываем, какими бы жестокими критиками самим себе мы ни были, показав миру в итоге результат, мы совершенно не готовы к критике. Мало того, работа в одиночестве отнимает больше сил – например, вы записываете альбом, играя каждую партию самостоятельно. Никто не умаляет трудов коллектива, в котором каждый музыкант записывает собственные партии, но когда это делается в одиночестве, к моменту выпуска вы измождены и совершенно не готовы воспринимать хоть какую-то критику, упирая на то, что вы потратили огромное количество времени и денег.


4. МОБИЛЬНОСТЬ


В заключении поговорим о важном плюсе одиночной работы. Достоинство любого коллектива – это, среди прочего, веселье. Все хорошие события вроде приглашения на классный фестиваль, выигрыша в конкурсе, окончания записи, переживаются совместно с другими людьми, и это очень здорово. Но обратная сторона коллективной работы – это иногда мобильность. Если представить, что один из участников работает днем и ночью, утром на обычной работе, вечером - репетиции и концерты с парой коллективов, берет отпуск после года отсутствия выходных. Он заранее предупреждает об этом, и все вокруг знают как сильно он устал. Но вдруг приходит предложение, от которого грех отказываться – фестиваль, выступление на ТВ и т.д. Как поступит группа? Не сможет же она выдернуть дорогого участника из Тайланда. Далеко не все коллективы будут приглашать кого-то ему на замену… В общем, любому коллективу для здорового существования нужен хороший менеджмент, и лучше со стороны. Конечно, когда ты играешь в группе 20-летних, все гораздо легче, но с годами увеличивается количество обязательств каждого в других сферах жизни, и существовать синхронно с другими несколькими людьми становится довольно тяжело.


Что же касается одиночек, единственные люди, с которыми нужно договариваться, принимать решения об участии или неучастии в каких-то проектах – это они сами. Взяв календарь, подумав о пользе предстоящего мероприятия, очень легко оперативно давать ответ на предложение.


5. РАСХОДЫ


Ну и практическая часть, говорящая о плюсах работы в коллективе. Едва ли стоит о ней упоминать, потому что достоинства всем понятны. Если вы репетируете в одиночестве, конечно, на большинстве репетиционных баз всегда делают скидки, но если вы репетируете с группой, то сумма всегда будет меньше. Кажется, будто разница совсем мизерная, но если вы решите развлечься и записывать расходы, а через год взглянете на эти записи, вы удивитесь, сколько денег ушло на оплату базы. Когда речь заходит о записи альбома – на некоторых студиях звукоинженеры берут плату за час, на других – за день. Как бы там ни было, если вы не записываетесь бесплатно и DIY-ю, скорее всего, это будет недешево. И, конечно же, разделенное на несколько человек финансовое обязательство будет гораздо мягче для каждого. 


Конечно, мы не призываем играть в группе только потому, что что это дешевле – это абсурд, и едва ли сможет быть аргументом для убежденного одиночки. Мы описали практические и более глубинные причины играть с людьми или без них, и призываем хорошо задуматься о том, в каком формате удобнее играть вам. Коллектив людей, комбинации мнений могут как раскрыть ваши таланты и придать сочиненному огранку, так и полностью запереть их внутри вас. Очень важно прислушиваться к себе и понимать, что именно нужно вашему внутреннему художнику.  

Предыдущая Следующая