ПОИСК ТЕМ ДЛЯ ТЕКСТОВ ПЕСЕН: 8 ПОДСКАЗОК
Когда мы читаем хорошую поэзию – Пастернака, Бродского, Рембо и многих других – нам кажется, что эти люди управлялись со словами так же легко, как дышали. Эти слова, вернее их сочетания, способны моментально погружать нас в некую атмосферу, увлекать за собой, и тем из нас, кто действительно любит поэзию, довольно сложно возвращаться в реальный мир после прочтения. В чем же секрет? Действительно ли над ними парил какой-то словесный и смысловой «ангелок», а им лишь и оставалось, что успевать записывать? Все не так просто. Нам всем прекрасно известен образ поэта/писателя, в бешенстве отправляющего в корзину тысячи исписанных листов и по-настоящему страдающего от того, что все идет не так.
Это совершенно нормальный творческий процесс. «Куда же мне до Бродского? Где он и где я?» - спросят некоторые из вас. Но повод ли это отчаиваться, писать посредственные тексты и не выжимать из себя максимум? Талант к написанию текстов, так же как и все другие таланты, надо оттачивать день за днем, тренировать свои литературные навыки (пусть тексты песен – это и не совсем литература). Вот восемь советов, которые помогут вам открыть новые ресурсы в себе для того, чтобы тексты песен получались лучше и полнее.
1. СПИСОК СОБСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
Иногда, читая стихи, мы даже не можем толком понять, о чем, собственно, идет речь. Там нет никакой конкретной темы, нет центрального образа или события. И, каким-то чудесным образом мы все же получаем огромную дозу удовлетворения от этого чтения. Что ж, это высший класс – некое воздушное обращение со словами, и к этому можно прийти. Что касается начала занятий, тренировки своих способностей, то необходимо первым делом очертить круг собственных интересов. Пусть они и есть у вас в голове, но записанными на бумаге они будут вам гораздо полезнее. Разделите список интересов на текущие, давние и новые увлечения. Например. Текущее: в кого вы влюблены, какие страны только что посетили, что вас задело из событий в мире. Давние: политика, мода, природа, архитектура. Новые: все, что относится к вашим планам и мечтаниям – например, вы хотите построить дом на берегу озера или пересечь пешком какую-нибудь южно-американскую пустыню – все далекое и прекрасное.
2. РАЗВИТИЕ ФАНТАЗИИ
Может быть, вы и не пишете сказочные, фантазийные тексты, но для головы очень полезно придумывать всякие небылицы. Это можно делать на пару с другом. Например, вы сидите на берегу реки – почему бы не посоревноваться в том, у кого будет больше идей на тему того, что находится на дне этой реки? Особенно, если река городская – придумать можно массу всего интересного, от обрезов, которые могли там остаться с начала девяностых, до двухголовых русалок.
Второе: есть такое явление как “l’esprit de l’escalier” (эффект лестницы). Довольно часто со всеми из нас бывает, что мы не находим, что сказать или что сделать в конкретный момент, связанный со стрессом (например, кто-то нас обидел). И только потом, когда мы находимся вне этого стресса, нам в голову приходят различные варианты того, как мы могли выкрутиться и ловко ответить. Старайтесь не запирать эти мысли в себе, записывайте их, как это сделал бы сценарист. Придумывайте, в какие еще ситуации вы могли бы попасть и как бы вы в них себя вели. Не нужно ограничиваться лишь привычными интерьерами и местами, в мыслях нет никаких границ – чем дальше вы себя забрасываете, тем шире становится пространство для фантазии.
3. ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ДЕТСТВА
Возможно, кто-то из вас видел фильм «Древо Жизни» Терренса Малика, который получил главный приз в Каннах несколько лет назад. Картина, несмотря на всеобщее обожание зрителей, вызвала массу споров среди критиков. К нему можно относиться как угодно, но к чему в этом фильме действительно трудно придраться, так это к тому, как передано детское восприятие окружающей действительности. У каждого из нас есть свои яркие детские воспоминания + набор каких-то родительских рассказов о том времени. Но представьте себе, сколько событий, на самом деле, стирается из памяти. Даже тех, что происходили с нами, когда мы были уже во вполне сознательном возрасте. Нам кажется, будто этот опыт нам больше не нужен, и память прячет какие-то воспоминания в далекой темной кладовой нашего мозга. Что ж, как работают психиатры с людьми, так и нам полезно поработать с собой, и вытащить некоторые из этих воспоминаний. Какие образы вам запомнились больше всего? Почему? Как вы вели себя в тех или иных ситуация? Какого цвета глаза были у вашей первой влюбленности? В повседневной жизни у нас не так много поводов задавать себе подобные вопросы, а роясь в своем далеком прошлом, можно найти массу интересной информации о себе и тем для песен.
4. ПОИСК ИНТЕРЕСНОГО В ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Повседневность и рутина – самые страшные слова для любого творческого человека. Но, к сожалению, никому от них не деться – ни бесстрастным работникам на скучных позициях, ни рок-звездам. Да-да, если вы думаете, что бесконечные туры – это сплошное развлечения, то те, кто к ним привык, скажут вам, что вереница городов и новых знакомых точно так же со временем превращается в рутину. Слова Гамлета: «…я мог бы быть заключенным в ореховую скорлупу и считать себя повелителем бесконечного пространства…» - трактовать их можно по-разному, но в нашем контексте это означает то, что найти интересное можно, не выходя из своей комнаты. Опять же, возвращаясь к предыдущему пункту, вспомните, как вы играли в собственной комнате, строили там шалаши и замки, кукольные города и т.д. Вы были способны строить целые миры в одном маленьком замкнутом пространстве.
Многое изменилось, некоторые из вас побывали в разных странах, познакомились с разными людьми, и теперь дом и, например, дорога на работу превратились в обычные, лишенные всякого очарования элементы рутины. На самом деле, задумайтесь – много ли изменилось с детства? Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как красиво может выглядеть уродливая белая девятиэтажка из спального района на фоне синего или темного грозового неба, или какие тени ложатся на стены вашей комнаты от какого-нибудь предмета, стоящего на столе. Вокруг по-прежнему масса интересных деталей, внимание к которым очень сильно притупляется нашими ежедневными заботами. Но его можно и нужно тренировать, обращая внимание на мелочи вокруг.
5. ТЕКУЩИЕ СОБЫТИЯ
Вы попадаете на классную вечеринку, сталкиваетесь с интересным человеком, пробуете новое потрясающе вкусное блюдо и т.д. Все эти небольшие события заслуживают того, чтобы быть записанными. Опять же, мы не говорим, что нужно после каждой съеденной вкусной пасты посвящать ей оду (хотя, это неплохая идея), но все это нужно копить про запас. Пока мы не записываем впечатления, они остаются с нами в форме некоторых ощущений и междометий. Например, вы замечали, как, делясь с кем-то впечатлением от концерта, вы говорили просто что-то вроде «ВАУ! ОФИГЕННО КРУТО!»? Вам действительно больше нечего сказать? Или вы просто не потрудились найти нужные эпитеты? Ведь человек, которого вы встречаете – он не просто классно выглядит, шутит и чавкает за едой – у него есть мимика, жесты, походка, голос и т.д. Как он смотрит на вас, как он смотрит в пространство, тонет ли его голос в шуме, если вы беседуете на вечеринке, или звук его слов прорезает гремящую музыку? Можно найти огромное количество пунктов, с помощью которых вы можете описывать людей, предметы и события.
6. СЛУЧАИ С ДРУЗЬЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ
Друзья, события, которые с ними происходят, и их переживания по поводу этих событий – это бездонный колодец вдохновения. Если ваш друг – не прирожденный рассказчик, то учитесь задавать наводящие вопросы, как журналист. Старайтесь примерять ситуации на себя, как бы вы себя повели, что, по вашему мнению, стоило сделать вашему другу? (Только, ради бога, в некоторых случаях не транслируйте это моментально приятелю, если не хотите его лишиться – ваши мысли только для вашего личного пользования). Сколько всего интересного может случиться с вами? А если вы спросите 5-6 своих друзей о нескольких переживаниях детства, нынешних событиях или их идеях и планах на будущее (см. пункт 1), как сильно расширится ваш личный горизонт возможных происшествий и способов их описания?
Не забывайте беседовать с бабушками и дедушками, подробно спрашивая о событиях их молодости. Они жили в местах, которые вы никогда не увидите. Даже если ваша семья уже на протяжении 60 лет не сдвигалась с одного района одного города. Города сейчас выглядят совсем иначе, порядки изменились. Если вы внимательно будете слушать рассказы стариков, сможете узнать массу всего нового и интересного.
7. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
Старайтесь вести дневник, каждый раз, когда вы едете в путешествие – будь это далекий Тайланд или командировка в Рязань. В своих городах и селах мы по прошествии какого-то времени думаем, что видели здесь уже все, мы пользуемся одними и теми же маршрутами и посещаем одни и те же места. Когда мы приезжаем в новый город/страну, мы всегда хотим посмотреть что-то новое. С любым передвижением наша голова, скажем так, перезагружается – новые интерьеры/экстерьеры, ощущения провоцируют творческие процессы в наших головах. Пользуйтесь этим, записывайте свои впечатления, описывайте архитектуру, кухню, людей, традиции. Прибавляйте к этим описаниям свои переживания, сравнения с другими местами. Не переживайте за стиль, вам не нужно на следующей неделе сдавать издателю путеводитель.
Множество песен и фильмов имеют географические названия, потому что их авторов так сильно вдохновляли эти места и события в них происходящие, или которые могли там произойти. Старайтесь в путешествиях не только потреблять, но и моментально переваривать, выносить на бумагу то, что вам приходится переживать.
8. ОБРАЗЫ VS. ПОВЕСТВОВАНИЕ – ЕЖЕДНЕВНОЕ НАПИСАНИЕ ПЕСЕН
Одной из самых простых правил для некоторых песен: события – в куплет, эмоции/образы – в припев. Таким образом, в куплете вы обрисовываете для слушателя картину происходящего, готовя к тому, чтобы он услышал в припеве, что вы думаете по поводу этих событий. Попробуйте каждый день, используя предыдущие пункты, писать по песне. Не обязательно использовать ритм и рифму, просто делите ваш текст на условные куплет и припев, постепенно вводя какие-то поэтические приемы. Если вам трудно заниматься этим ежедневно, поставьте себе срок – например, делать это на протяжении двух недель или одного месяца. Это очень хорошая тренировка. В итоге у вас будет словарь из тем, образов и событий. И если в итоге вам захочется написать песню, зацепившись за какое-нибудь одно словосочетание из ваших черновиков, у вас в запасе будет огромное количество дополнительного полезного материала.