ПОЛУАКУСТИЧЕСКИЕ ГИТАРЫ: СТИЛЬНЫЙ ВИД, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЗВУК
Несмотря на то, что в этом году полуакустическая гитара справит 80-летие своего явления широким массам музыкантов, она и сейчас остается инструментом, не только видом, но и звуком выражающим суть истинного рок-н-ролла.
20-е годы прошлого века были в США настоящим веком джаза, точнее — эпохой больших джазовых оркестровых составов. Ради обогащения звучания оркестров новыми аранжировочными красками в них — точнее, в их ритм-секции — в те годы начали вводить гитары. И, хотя до времен полного электрического усиления звука еще надо было дожить, главный недостаток гитары в оркестровом контексте был очевиден: слишком тихий звук по сравнению с иными инструментами оркестра. Именно это подтолкнуло тогдашних музыкантов искать пути электрического усиления звукового сигнала гитары — причем не микрофоном, в который понятным образом «пролезали» и иные инструменты оркестра, а электромагнитным звукоснимателем. Такой звукосниматель в те годы представлял собой самодельную конструкцию на основе стандартного по тем временам U-образного постоянного магнита, и эдакая громоздкая система обычно устанавливалась на одну из самых популярных среди профессионалов гитару Gibson L-5. Даже первая серийная электрогитара, точнее — знаменитая «сковородка», стил-гитара Rickenbacker ElectroA-22 1931 года, имела подобный звукосниматель с двумя магнитами. И только в 1936 году компания Gibson представила на рынке первую настоящую полуакустическую гитару, рассчитанную в первую очередь на работу с усилителем — ES-150. «ES» в обозначении указывало на испанский тип гитары (естественно, с корпусом полной глубины), а «150» — на немалую в те годы стоимость комплекта из гитары, усилителя и чехла в $150. На инструменте был установлен звукосниматель системы Чарли Крисчена («Charlie Christian pickup») с вибрирующим сердечником, жестко скрепленным с верхней декой гитары. Однако высокая стоимость и известная диковинность ES-150 помешала ее широкому распространению — за пять лет было продано всего 1 412 гитар. По существу, настоящая история электроакустических гитар, рассчитанных на широкие круги музыкантов, стартовала в 1949 году — с выходом на рынок модели Gibson ES-175 и была продолжена в середине 50-х тем же брендом выпуском серии Thinline (ES-350T и ES-225T). А в 1958-м Gibson представили модель ES-335, окончательно сформировавшую конструкцию и облик современной полуакустической гитары. Ныне гитары этого класса — обязательная часть каталога любого серьезного бренда, но нельзя забывать, что основы их конструкции так или иначе заложены вышеупомянутыми инструментами Gibson.
Такова, к примеру, гитара Ibanez AKJ95-VYS Artcore Jazz с корпусом, повторяющим очертания классических моделей Gibson ES-175 и Gibson Byrdland. Эта модель, так же, как и гитары Ibanez Artcore AF75 BS и AG75 BS с корпусами расцветки «коричневый санбёрст» (BS, Brown Sunburst) являются идеальным инструментом начального и среднего уровня для тех, кто решил всерьез освоить джазовую гитару — неважно, как сольный инструмент или часть сценического комбо. Все три модели имеют несколько уменьшенный по сравнению с Gibson ES-175 корпус — 400 мм против 413 мм. Верхняя дека с традиционными f-образными резонаторами у AKJ95-VYS выполнена из ели, нижняя дека и обечайка — из огненного клёна. 20-ладовый вклеенный гриф изготовлен из трех слоев красного дерева и клена. Бридж — ART-W, звукосниматели — два Super58 Custom. У моделей AF75 BS и AF75 BS аналогичный по конструкции корпус полностью кленовый, 22-ладовый гриф с накладкой из палисандра выполнен из красного дерева, бридж — ART-1, а звукосниматели — два хамбакера ACH. Струнодержатель у всех трех гитар — трапецидальный. Отмечается, что при использовании в качестве чисто акустического инструмента все три модели отличаются слишком легким и звонким звучанием, но при игре с усилителем всё встает на свои месте — гитары начинают звучать глубоко и важно. Тем более, что раздельные регуляторы громкости и тона на каждый звукосниматель позволяют варьировать звук в широких пределах и добиваться прямо-таки бархатных тонов. Отмечается, что стилевой диапазон музыки, которую можно исполнять на данных гитарах, довольно широк: это не только джаз, но и ритм-энд-блюз, и «классический рок», и даже хэви-метал! Что ж, в последнем случае следуйте примеру дикого гитариста Теда Наджента (Ted Nugent) и внимательно следите за фидбэком — в конце концов, большую часть своей карьеры Тед использовал в качестве основного инструмента Gibson Byrdland. Идеологически примыкает к этим гитарам модель Ibanez AF75 TDG IV белой расцветки с роликовым бриджем ART-2, звукоснимателями-хамбакерами ACH1 (у грифа) и ACH2 (у бриджа) и тремоло VBF70, позволяющим добавлять в джазовое звучание кантри- и рок-нюансы. Ручки регуляторов — нескользящие Sure Grip III.
Компания Fender также не прошла мимо разработки полуакустических гитар — в ее каталоге имеется модель Fender Squier Classic Vibe Telecaster Thinline с классическим корпусом натуральной расцветки из красного дерева формы Telecaster с одним f-образным резонатором. На корпусе установлена белая перламутровая накладка. Монолитному кленовому 21-ладовому грифу с длиной мензуры 25 1/12" (638 мм) придан радиус 9.5" с профилем Modern “C”, форма головы грифа — Telecaster. На гитаре установлены звукосниматели-синглы CustomVintageStyleTele Alnico V, трехпозиционный переключатель и по одному регулятору уровня и тона с хромированными ручками с насечками. Фурнитура — хромированная, рекомендуемые струны — FenderSuper 250L.
Гитара модели Epiphone Dot не просто является выражением идеологии бренда «максимально качественный инструмент за минимум стоимости», но и является одной из лучших современных реплик одной из самых удачных полуакустических гитар с уменьшенной высотой корпуса за всю историю — Gibson ES-335. Масса музыкантов применяют к Epiphone Dot термин не «полуакустическая», но «полуцельная» — отличительной особенностью этой модели, как и ее могущественного прародителя, является вклеенный центральный блок из клёна. Как известно, этот центральный блок, по ширине чуть больший, чем блоки звукоснимателей, был веден в конструкцию ради улучшения сустэйна инструмента и борьбы с фидбэком на сцене. Корпус Epiphone Dot с f-образными резонаторами изготовлен из клёна, вклеенный 22-ладовый гриф с длиной мензуры 24 3/4" (629 мм) — из красного дерева, а накладка грифа — из палисандра. Метки на грифе выполнены в виде точек, что, по мнению экспертов, придает гитаре стильность, свойственную ранним сериям Gibson ES-335 с аналогичным дизайном. Бридж — Tune-o-Matic, оба звукоснимателя-хамбакера — Alnico, плюс по два регулятора уровня и тона и трехпозиционный переключатель. Гитара поставляется в расцветках «натуральный» (Natural), «вишневый» (Cherry) и «черный» (Ebony). Работа с различными звукоснимателями при игре приводит к интересным результатам — если звукосниматель у грифа дает идеальный и старомодный блюзовый звук, то звукосниматель у бриджа при максимальном усилении превращает гитару в настоящего ритм-монстра. Одно это дает представление о том, почему предшественник Epiphone Dot использовался многими и многими, от Би Би Кинга (B.B. King) до группы Rush.
А гитара Epiphone SheratonII знаменита тем, что в свое время легендарный блюзмен Джон Ли Хукер (JohnLeeHooker) заметил, что этот инструмент превосходит Gibson ES-335 по всем параметрам. Впрочем, эта модель и была долгие годы основным конкурентом «335-й»… И выпускаемая ныне модель SheratonII, поставляемая в расцветке «состаренный золотистый санбёрст» (Vintage Sunburst Gold) конструктивно не менялась с конца 50-х. Корпус этой модели выполнен из клёна, а центральный блок сделан «как полагается», то есть из красного дерева. Вклеенный 22-ладовый гриф с ладами типа MediumJumboизготовлен из пяти слоев клёна и орехового дерева с накладкой из палисандра, и ему придан профиль SlimTaper “C” с радиусом скругления 12" (305 мм). Метки же на грифе с длиной мензуры 24 3/4" (629 мм) имеют форму прямоугольников с «теневыми» треугольниками из натурального перламутра. Звукосниматели — два хамбакера AlnicoClassic, и на гитаре установлены по два регулятора уровня и тона, а также трехпозиционный переключатель. Фурнитура гитары — позолоченная, колки — Grover с передаточным отношением 14:1, а рекомендуемые к установке струны — D’Addario.
И, наконец, в числе самых прославленных полуакустических гитар — инструмент, некогда разработанный самим великим блюзменом Би Би Кингом — Epiphone B.B. King Lucille. Его отличает кленовый корпус без резонаторов, наличие винтажного шестипозиционного блока частотных фильтров Vari-Tone (байпас и пять фиксированных тембров) и двух выходов — моно- (работает на оба звукоснимателя или на верхний звукосниматель в режиме «стерео») и стереофонического. Вклеенный гриф с 22 ладами MediumJumbo выполнен из цельного клёна с накладкой из палисандра, и имеет длину мензуры 24 3/4" (629 мм). Прямоугольные метки на грифе — из искусственного перламутра, фурнитура — позолоченная. Два звукоснимателя-хамбакера ClassicAlnico, трехпозиционный переключатель и по два регулятора уровня и тона в классической комбинации в сочетании с рекомендуемыми струнами D’Addario обеспечивают инструменту всё то богатство звучания, к которому стремился его создатель. Этой гитаре присущ звенящий призвук с легкой долей овердрайва наверху частотного диапазона и грубоватые низы. Все нюансы традиционного звучания Би Би Кинга оказываются в ваших руках, и с Epiphone B.B. King Lucille очень легко понять, отчего бы ее создатель стал таким источником творческого вдохновения для многих и многих, от Бадди Гая (BuddyGuy) до Дюэна Оллмэна (DuaneAllman).
Всеволод Баронин