ПЯТЬ ФАКТОВ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ О БОЯЗНИ СЦЕНЫ
Концерт начинается через десять минут. В толпе, ожидающей концерта, вы находите одного из своих старших родственников. Конечно, он притащил с собой всю семью (за что ему, безусловно, спасибо), их друзей и даже друзей их друзей. С краю от сцены стоит симпатичная девушка с вашей работы, она пришла одна и немного нервничает, уткнувшись в телефон. Вы злитесь на семейное сборище в зале… Это один из миллиона возможных сценариев.
В такие моменты ваш разум где-то далеко-далеко, только не там где ему положено быть – рядом. Руки то потеют, то холодеют, вы судорожно пытаетесь вспомнить новые партии, которые вы только вчера отрепетировали и которые нужно играть уже сегодня, перед глазами все плывет. Все тело предательски отказывается отзываться хоть на какие-то приказы оставшихся признаков ума. Если все это звучит знакомо, значит, вы уже переживали этот опыт или продолжаете переживать от концерта к концерту.
От одного к другому человеку меняется уровень напряжения, но в той или иной степени почти каждый, кому приходилось стоять на сцене, испытывал страх перед публикой. Вот пять вещей, которые нужно знать об этом явлении и которые помогут понять, что именно с вами происходит.
1. ВЫ НЕ ОДИНОКИ
Первое и самое очевидное, что стоит усвоить, вы не одни такие. Кажется, будто боязнь сцены – это удел робких, стеснительных и нерешительных людей. Но если вы этим страдаете, то это вовсе не значит, что вы робко ведете себя в жизни. Многие знаменитые исполнители изо дня в день признаются, что сильно нервничают перед выходом на сцену: Лучано Паваротти, Адель, Эдди Ван Хален, Майлз Дэвис – о них и о многих других известен этот факт.
Результаты различных опросов среди симфонических музыкантов показали, что страх перед выходом на сцену преследует в среднем 70-90% процентов из них. Казалось бы, как раз людям, находящимся в оркестрах, стоит меньше всего бояться – ведь они всегда выглядят подготовленными и умеют отлично себя держать. По всей видимости, каждый из них оттачивая мастерство игры на своем инструменте, заодно практикуется в искусстве благородного покерфэйса. В конце концов, они тоже люди. Что уж говорить о молодых рок-музыкантах, которые любят выходить на сцену, толком не отрепетировав материал.
Конечно, едва ли осознание того, что и у других трясутся коленки в такт вашим, поможет вам успокоиться, но, возможно, этот факт хоть немного вас успокоит.
2. СТРАХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТОЯННЫМ (И ЭТО НОРМАЛЬНО)
Что ж, наверно для тех, кто испытывает ужас перед выходом на сцену, это не самые лучшие новости. Но принятие этого факта – первый шаг в работе над снижением градуса накала. Тревожное чувство может посещать вас каждый раз перед выступлением на протяжении всей вашей музыкальной карьеры, и вовсе необязательно, что это плохо.
Просто примите тот факт, что это является одним из множества ваших отличительных признаков, как, например, длинный нос или кривые зубы, и в один прекрасный момент, как бы это парадоксально ни звучало, это поможет вашему исполнению. Если вы выходите на сцену, абсолютно безо всякого волнения по поводу своей игры, то все это может закончиться очень посредственным выступлением. А легкая паника всегда держит вас в тонусе, и вы делаете все от себя зависящее.
3. ЭТО ПСИХОЛОГИЯ И БИОЛОГИЯ
Теперь, когда мы выяснили, что боязнь сцены – крайне распространенный симптом, разберемся в том, откуда он берется. Возможно, лучшее объяснение тому, почему нам приходится испытывать страх – это то, что он является биопсихосоциальной моделью стресса. По существу, стресс этот – как психологический, так и биологический одновременно.
Когда мы испытываем стресс, гормоны растекаются по всей нашей кровеносной системе, так же, как это происходит с адреналином. В итоге знаменитое «бей или беги» появляется у нас в голове, чтобы помочь нам решить проблему. Если вы когда-нибудь натыкались в лесу на кабанов или медведя, моментально приняв решение бежать, то испытывали практически то же самое, что и сейчас, за десять минут до начала концерта. Только психологическое здесь все же перевешивает. И «бей и беги» здесь совершенно не сработает: едва ли побег со сцены или драка с сотней посетителей клуба как-то помогут вашей музыкальной карьере.
Причина, по которой перегружается ваш мозг – это подсчеты. Очень забавно то, что он прибегает к математике именно в те моменты, когда она нужна меньше всего. В этих подсчетах мозг пытается выяснить, какова вероятность лаж и провалов, сколько их придется на каждые пять минут действия и т.д. Когда он выбирает позитивный вариант «все будет ОК», то тревога не чувствуется, но в большинстве случаев он заранее пишет себе приговор – отсюда и берется благоговейный ужас.
А сейчас, когда мы знаем об источниках тревоги, попробуем найти какие-то решения.
4. НЕТ БЫСТРОГО ПУТИ ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ
Вы приняли тот факт, что боитесь сцены, поняли, что это нормально. Теперь вы хотите что-то с этим страхом сделать. Хорошая новость – в 90% случаев это возможно. Плохая – это очень медленный процесс. Нет никакого простого комплексного решения или диеты для того, чтобы боязнь раз и навсегда покинула ваши разум и тело (хотя некоторые пытаются отыскать формулу).
Да, алкоголь и наркотики действительно спасают людей от стресса, но это поверхностное решение задачи – они действуют временно, убивая тем самым нужные организму ресурсы и двигая вас к более глубокому стрессу. Многие полагаются на более естественные пути решения: йога, медитации, сокращение часов сна. Другие садятся на диеты с высоким содержанием калия и триптофана, чтобы быть более спокойными. К великому сожалению для всех любителей индейки, спешим заметить, что миф о триптофане уже давным-давно лопнул.
Кто-то может заявить, что подобные стратегии помогали им в прошлом. Что ж, необязательно они полностью не правы, но и обратное утверждать довольно сложно. Скорее всего, это был эффект плацебо, и мозг в очередной раз обманул тело. Надо заметить, что не так это и плохо, если вы увлекаетесь йогой и медитациями, но это губительно, если вы используете наркотики и алкоголь.
5. СТРАХ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН
Как что-то настольно противное может быть полезным? Это может показаться абсурдным, но боязнь сцены может вам неплохо помочь. Ваши усилия, которые вы тратите на борьбу со страхом, отнимают бесценное время и энергию, вдобавок это всегда заведомо проигранная битва. Вместо того, чтобы биться что есть мочи, лучше поддаться течению (нет-нет, не так как написано выше – с побегами или драками).
Недавние исследования Гарвардского Университета показывают, что умеренное количество стресса может быть конвертировано в позитивную энергию. Не так уж сложно, находясь на взводе, усилием воли переключить свое беспокойство в режим приятного волнения (такого, которое вы испытывали в детстве, просыпаясь в день рождения). Переосмысляя тревогу, мозг может начать действовать более уверенно, что непременно скажется на качестве выступления.
Подводя итог, повторим: страх сцены – это не то, от чего нужно во что бы то ни стало себя ограждать. Дав себе правильную установку, вы в силах превратить его в мощнейший инструмент, который будет придавать вам особый шарм и энергию на выступлениях.