ПЯТЬ СОВЕТОВ ПО РЕДАКТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ ПЕСЕН
Вы сделали это! Вы закончили песню, излили свою душу в музыке и текстах, и теперь хотите, чтобы весь мир узнал о ней. Однако вам кажется, что что-то в изложении истории в тексте не так. Или все было хорошо, но через несколько часов или на следующий день слова кажутся очень неуклюжими. Прежде, чем вы откажетесь от своего произведения, есть одна вещь, которую вам необходимо сделать – а именно, приступить к редактированию. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом деле:
1. НЕ БОЙТЕСЬ ВЫБРАСЫВАТЬ ЧАСТИ ТЕКСТА
Постарайтесь быть безжалостными к тому, в чем совсем не уверены. Конечно, если есть одна или две строчки, которые вам очень нравятся, и они хорошо работают в песне, их нужно использовать. Но если вы сидите и цепляетесь за каждое клише, которое слышали миллион раз от других артистов, вам, возможно, нужно что-то отпустить.
Откройте новый текстовый документ или поместите уже написанную лирику в самый низ. А еще лучше, записывайте новые строки справа от старых – устройте им соревнование и внимательно наблюдайте за тем, кто же выигрывает. При этом помните, что вам не нужно менять каждую строчку песни, чтобы сделать ее идеальной.
2. ДЕРЖИТЕ В ГОЛОВЕ ТО, ЧТО ИМЕННО ВЫ ХОТИТЕ СКАЗАТЬ
При редактировании текстов важно помнить, что вы хотите ими сказать, какова была ваша изначальная задача. Конечно, иногда творческий процесс нас приводит в совершенно неожиданные места, и его начало в итоге кажется чем-то далеким и туманным. Однако каждая часть вашей песни, куплеты и припевы – все должно передавать общую идею.
Если вам кажется, что в каких-то моментах песня проваливается куда-то в ненужном направлении, смело вычеркивайте эти строки. Обычно куплет более информативен, а припев служит как эмоциональный выплеск (конечно, далеко не всегда), а часть между ними готовит к этому выплеску. Если вы задумывали подобную структуру, просмотрите все части, и подумайте, как можно ярче выразить задуманное.
3. ПРОВЕРЬТЕ, КАК ВСЕ ЗВУЧИТ
Как звучит ваша песня? Нет, здесь речь не звуке демо или записи, и не о вокале. Как звучит лирика, когда она поется? Звучит ли она торопливо и натянуто, как будто в песне не хватает места? Не слишком ли много/мало слов? Имеют ли смысл рифмы?
Когда вы пересматриваете свои тексты, чтобы отредактировать их, важно прислушиваться к звучанию слов, когда они поются. Это помогает поставить себя на место слушателя, убедиться в том, что он сможет понять вашу песню – по крайней мере, разобрать в ней слова.
4. КАК ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ КЛИШЕ?
Мы часто используем слово «клише» в негативном контексте. Однако клише – это далеко не всегда плохо. Они могут служить совершенно разным целям, во благо песне, однако когда использованы по-новому, не так, как во множестве других песен. Иногда невозможно заменить словосочетание «ушедшая любовь» или «красный закат», но надо стараться помещать эти миллионы раз использованные слова в совершенно разный контекст. И контекст в данном случае – это необязательно слова, обрамляющие написанное клише, это и музыка в том числе. Если вы написали совсем банальный кусок текста, но вам очень нравится, как он работает, как он сочетается с инструментами, не торопитесь его выбрасывать.
5. ПИШИТЕ МНОГО ПЛОХИХ ТЕКСТОВ
Профессор Беркли Пэт Паттисон однажды сказал: «Пишите много дерьма, потому что дерьмо – это лучшее удобрение». Вам придется редактировать множество песен, или одну конкретную песню множество раз. Далеко не все, что вы напишете, будет чем-то стоящим. Однако фиксация плохих идей обязательно поможет вам добраться до хороших идей. Возможно, вам придется потратить пресловутые 10 000 часов, прежде чем ваши тексты станут действительно выдающимися. То же самое можно сказать и о редактировании текстов. Успокойтесь и дайте себе время. Вы станете увереннее, ваши песни станут намного лучше, и вам станет легче.
В заключение отметим, что редактирование текстов очень похоже на их написание. И хотя даже если вашей целью не является превзойти изначальный вариант в 1000 раз, редактирование порой приводит к очень интересным результатам. И в итоге вы понимаете, что дополнительные часы, потраченные на работу над песней, действительно того стоили.