ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ МУЗЫКАНТ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

 ПЯТЬ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ МУЗЫКАНТ ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Открытость и любопытство – невероятно важные черты, которыми должен обладать серьезный музыкант, как и, впрочем, любой другой творческий человек. Однако говорить «да» каждой возможности, или, вернее, тому, что кажется возможностью - плохая идея. Независимо от того, зарабатываете ли вы музыкой на жизнь или занимаетесь ей в свободное время, у вас как музыканта ограниченное количество ресурсов и времени. Посвящать свое время и внимание неправильным вещам в музыке — значит упустить то, что действительно будет иметь значение в вашей карьере. Вот пять примеров того, чему вы, вероятно, должны научиться говорить «нет»:

ОТСУТСТВИЕ ГОНОРАРОВ

Безусловно, случаются концерты, где можно сыграть бесплатно, но заработать новых поклонников. Однако таких случаев совсем не много. А промоутеров, пытающихся вас убедить сыграть бесплатно, сосчитать очень трудно. Вам говорят, что зал будет забит, и в нем будут сплошные потенциальные поклонники. Вам говорят, что вы упустите отличную возможность, отказавшись от выступления. Но вот в чем дело: играть ради возможности быть увиденными - почти всегда плохая идея. Если действительно ожидается много людей, почему организаторы не могут позволить себе платить артистам? Кто-то собирается зарабатывать деньги, и это не вы. Здесь стоит вопрос не столько о деньгах, сколько о справедливости. Музыка постоянно обесценивается в подобных ситуациях, поэтому ваш отказ играть бесплатно поможет сохранить ваше достоинство и подаст пример другим артистам.

Придумайте собственную схему, обозначьте критерии, которыми должно обладать предложение сыграть бесплатно, чтобы вы на это согласились – будь то концерт в поддержку чего-либо, сбор средств для благой цели, большой и знаменитый хедлайнер. Если в предложении отсутствуют заданные параметры, смело отказывайте. Вы вкладываете в свою музыку огромное количество сил и денег, вы имеете право стараться возвращать хоть какую-то часть потраченных средств, и уж точно имеете право отказывать тем, кто хочет на вас заработать и не собирается делиться. На эту удочку испокон веков попадается множество неопытных музыкантов, и пора коллективно учиться хоть немного управлять своей музыкой как бизнесом.

КОЛЛАБОРАЦИИ, НЕ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОСОБОГО ВООДУШЕВЛЕНИЯ

Ваше время – один из самых ценных ваших активов как музыканта. Работать над проектами, которые не бросают вызов творчеству и не приближают вас к вашим целям, - значит растрачивать самый важный ресурс. Взвешивайте свои решения. Может быть, вам предлагают написать джингл для рекламы, и вы знаете, что сроки сжатые, клиенты вредные, но оплата хорошая. Вероятно, из-за горящих сроков на всю работу уйдет лишь неделя, даже если придется хорошая понервничать. А затем вы получите хороший гонорар, который поможет обновить оборудование, отложить деньги на запись с классным продюсером, или поехать на важный шоукейс-фестиваль. В таких случаях минимально творческая задача освободит время для настоящего творчества в дальнейшем, и порой за такие проекты стоит браться. Другой случай, когда ваши товарищи-музыканты, идеи которых вам близки, предлагают коллаборацию. Вы знаете, что в ходе проекта вы получите серьезный опыт, прокачаете навыки и узнаете много всего нового. Это тоже тот случай, когда тратить свое время действительно стоит.

Если же вы из тех, кто не умеет отказываться, боясь задеть чьи-то чувства, то срочно учитесь говорить «нет». Ваше согласие в случае, если вы не очень горите идеей, не принесет пользы примерно никому. Участие в чьем-то альбоме, гостевое выступление, написание музыки для короткометражки, сценарий которой вам совсем не близок – все это пустая трата времени и лишние тревоги, а еще, вероятно, последующее чувство стыда за причастность к чему-то, что не вызывает у вас никакой радости или гордости.

Если вас просят дать согласие на использование какой-то песни, которая была записана и выпущена давно, и от вас не требуется ничего, кроме слова «да», внимательно изучите предложение – даже если вас просит хороший человек, но с тем, что он делает, вы совершенно не согласны, давать разрешение не стоит. Всегда можно придумать мягкий путь отказать. Помните, неудобство в краткосрочной перспективе убережет вас от последующих угрызений совести.

ГАСТРОЛИ БЕЗ ПРЕИМУЩЕСТВ

Если вы только начинаете, то съездить в несколько туров, какого бы качества они ни были, обязательно стоит. Это закаляет музыканта, а некоторым показывает, что они в принципе не созданы для гастролей (довольно распространенная история). Однако после нескольких турне нужно усвоить определенные уроки и научиться чрезвычайно тщательному планированию. Знаете ли вы, где и с кем вы будете играть? Придется ли вам тратить собственные деньги на то, чтобы добраться до города, где вам предлагают слот в час ночи в воскресенье перед пустым залом? Как именно это выступление поможет вам в музыкальной карьере? Конечно, когда вы достигнете успеха, приятно будет вспомнить прошлое неудачника и всякие курьезы, связанные с провальными выступлениями. Но после одного или нескольких таких случаев все же надо учиться избегать их любой ценой.

Когда вы начинаете думать о возможности предстоящих гастролей, заранее задайте себе как можно больше вопросов:

  • Ждут ли меня в этих городах? (аналитика в соцсетях вам в помощь)
  • Если я уже был в этих местах, появились ли там новые фанаты?
  • Надежны ли промоутеры и площадки? Что говорят о них другие музыканты?
  • Каковы гонорары в каждом месте?
  • Хватит ли их на то, чтобы хотя бы выйти в ноль во время турне?
  • Если я уйду в минус, велика ли вероятность того, что о моей музыке узнает много новых людей?
  • Есть ли у меня вообще финансовая возможность поехать в турне?
  • Так ли гастроли необходимы в этот конкретный период?

Разумеется, гастроли – это весело и романтично. Но вместе с тем это очень тяжело, и иногда может превратиться в сущий кошмар. Подумайте, вполне вероятно, неудачные гастроли лишь отнимут у вас время, которое вы могли бы потратить на близких, на работу, и главное – на оттачивание навыков и написание хорошей музыки.

ДОЛГИ БЕЗ ОСОБОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

Представьте себе, сколько неопытных музыкантов влезает в серьезные долги. При худшем развитии сценария долги могут привести к тому, что вам придется отложить свои музыкальные амбиции до лучших времен и заняться зарабатыванием денег, чтобы не оказаться в неразрешимой ситуации. Поддаваясь на мимолетные соблазны, мы порой рискуем целой музыкальной карьерой. Даже музыканты, которые добились определенного успеха, должны учиться очень аккуратно управлять своими финансами.

Вам ну очень хочется, наконец, купить ту самую гитару, о которой вы мечтали несколько лет. Заработали ли вы на нее деньги? Уверены, что хотите каждый месяц выкладывать приличную сумму на оплату кредита? Настал ли этот момент, что без этой гитары вы просто не видите возможности двигаться вперед? Так ли вам необходима запись в крутой студии именно сейчас? Так ли необходимо турне?

Прежде чем принять какое-то серьезное решение, связанное с кредитами на вашу музыку, очень тщательно взвешивайте все за и против. Попробуйте мыслить, как циничный бизнесмен, а не романтик. Подумайте, опустошив кредитку в погоне за мимолетным желанием, сможете ли вы ее пополнить с продажи мерча, с гонораров за концерты, с денег, которые вы зарабатываете на стриминге? Едва ли.

Безусловно, в музыку вкладываться просто необходимо. В конце концов, если вы не хотите в нее инвестировать, то с чего этого захочется кому-то другому? Но каждое, каждое решение, которое означает, что на какое-то время вы уйдете в минус, должно быть очень хорошо взвешено. «На какое-то время» - это ключевой фактор здесь. Для записи вам просто необходимо обновить оборудование, и для этого нужен кредит? Если вы точно знаете, что в следующем месяце вы получите хороший гонорар и сразу погасите долг – то, наверно, это того стоит. Но если у вас нет ровно никакого плана по погашению задолженности, а ужасно хочется принять предложение банка по новой кредитке и купить себе что-то новое – в таком случае лучшим решением будет отказаться от этой затеи. Какой бы соблазнительной она ни казалась сейчас, будущее непременно настанет и заставит платить.

СОБЛАЗН ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЮ ЦЕННОСТЬ КАК МУЗЫКАНТА, ОСНОВЫВАЯСЬ НА КОЛИЧЕСТВЕ ПОДПИСЧИКОВ, ПРОСМОТРОВ И ПРОСЛУШИВАНИЙ

И у знаменитого поп-артиста, и у начинающего амбициозного экспериментатора есть постоянный доступ к онлайн-статистике. Некоторые сходят с ума, глядя на цифры, стоящие рядом с их видео и песнями. Безусловно, статистика полезна, когда речь идет о том, чтобы принимать решения относительно проведения тура, стратегии ведения аккаунтов в соцсетях и многого другого. Однако ни в коем случае нельзя попадать в ловушку и позволять алгоритмам определять вашу художественную ценность – это поверхностно, неточно, и порой вообще опасно для душевного здоровья.

Сколько невероятно популярных песен вы ненавидите? Сколько действительно хороших артистов вы считаете совершенно несправедливо недооцененными? В мире справедливости не так много, и последнее, чему нужно доверять в этой ситуации – это статистика в соцсетях.

Внимательно слушайте критику людей, которым вы доверяете на сто процентов, бережно относитесь к поклонникам, которые вас поддерживают, в минуты отчаяния вспоминайте даже небольшие победы и хорошие слова, которые вы когда-то услышали о своей музыке. Вырабатывайте собственные четкие критерии и стандарты, держите в голове опыт любимых музыкантов. Научитесь сами решать, что важно и что ценно, и изо всех сил старайтесь не поддаваться фрустрации, которую очень часто вызывают безликие цифры в интернете.

Если вы совсем не опытны в музыке, наверняка вам хочется на все соглашаться и пробовать все возможности, возникающие на пути. Но очень важно учиться из любой удачи и провала извлекать урок. Со временем вы заметите, что далеко не все, притворяющееся возможностью, действительно приблизит вас к вашим целям. И, научившись разделять нужное и ненужное, говорить «нет» в определенные моменты, вы сэкономите массу времени, сил и творческой энергии, которые обязательно пригодятся вам для написания хорошей музыки.

Предыдущая Следующая