С УКУЛЕЛЕ ЖИЗНЬ ВЕСЕЛЕЕ
Почему весь мир последние лет десять в очередной раз сходит с ума по компактному и вроде бы несерьёзному инструменту укулеле (ukulele), который в России уже давным-давно было принято также называть «гавайской гитарой»? Да всё потому же, отчего укулеле популярно вот уже чуть более века: небольшие габариты и простота освоения — но при этом запоминающееся звучание, которое хорошо встраивается в самые различные стили современной музыки, чему есть масса примеров. Более того, в XXI веке укулеле будет нелишнем в аранжировках и студийном и концертном арсенале любого уважающего себя артиста. Да, сейчас укулеле — это никакая не экзотика, но совершенно необходимая деталь, и не только в том случае, если вы исповедуете старомодный поп-джаз, традиционный рок-н-ролл или, что естественно, World Music.
ОТКУДА ПОШЛО УКУЛЕЛЕ
Сам термин «гавайская гитара» и экзотическое, малопривычное для нашего уха само слово «укулеле» сообщают нам, что этот инструмент и правда пришёл к нам с Гавайских островов. Но на самом деле ничего подобного — путь укулеле на Гавайях был очень непрямым, и в полной мере отражал желание мировой экспансии рвавшейся к заокеанским владениям амбициозной Португальской империи. Ещё в XV веке португальцы завезли в Африку и Южную Америку четырёхструнную гитару кавакинью (cavaquinho) и её меньшую разновидность — кавако (cavaco) с жильными струнами. К XIX веку кавакинью стал весьма популярным инструментом сперва в Бразилии, а потом и по всему южноамериканскому континенту, получив там имя куатро (cuatro). К 1870-м гг. инструмент в руках иммигрантов перешагнул через Тихий океан и оказался на Гавайях, где и получил привычное ныне имя. А ещё один праотец современного укулеле — это мачете (machete): кавакинью с острова Мадейра, распространённый также на Островах Зелёного мыса, на котором изначально устанавливались стальные струны, и потому, естественно, его звучание было более резким и громким. На Гавайи его также завезли иммигранты.
Так бы и оставалось укулеле экзотическим музыкальным инструментом, но всё изменила эскпансия США Гавайских островов. В 1915 г. укулеле было представлено на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в Сан-Франциско и там Америка открыла для себя новый музыкальный инструмент. После Первой Мировой войны популярная музыкальная культура США уже развивалась вполне современным образом, и укулеле сразу же занял в ней должное место.
А ЧТО ИГРАТЬ НА УКУЛЕЛЕ?
Укулеле — подлинный народный инструмент, созданный в те времена, когда о звукоусилении никто и не знал, да и вообще предназначенный для игры на открытом воздухе в тех краях, где не бывает зим. Естественное и яркое звучание укулеле — следствие преобладания в нем высоко- и среднечастотного диапазонов. Укулеле звучит интересно и хорошо даже безо всякого аккомпанемента и в любой обстановке.
Как и для любого подобного инструмента, для укулеле издавна работало правило: хочешь добиться громкого звука — сведи укулеле в оркестр. Именно с таких оркестров и началось знакомство с укулеле США, о котором мы говорили выше — но в американской музыкальной культуре укулеле недолго оставался экзотикой. Но именно со времён существования оркестров укулеле виды этого инструмента делятся по своим размерам: сопрано, концерт, тенор и баритон, а в наше время — ещё и бас. Последняя из них — это акустическая малогабаритная бас-гитара.
«Золотые двадцатые» были за океаном временем, как бы сейчас выразились, поп-джаза, и новый для музыкантов и публики инструмент с не самым привычным звучанием быстро нашел своё место в малых джазовых составах. А в 30-е укулеле стало привычным в руках тогдашних популряных солистов-вокалистов. Второе пришествие укулеле состоялось с выходом на американскую сцену первой волны рок-н-ролла 50-х гг., когда любой инструмент, похожий на гитару, сметался с прилавков тогдашними подростками. Да и кто сказал, что рок-н-ролл нельзя играть если не просто на укулеле, то хотя бы применять его в групповом аккомпанементе?
С развитием рок-музыки в 60-е и 70-е гг. укулеле стало относительно широко применяться в аранжировках артистов «с именами», и первые два примера знают, наверное, все: это пьеса “Ram On” Пола Маккартни (Paul McCartney) и “Good Company” Queen. Кстати, именно гитарист Queen Брайан Мэй (Brian May) максимально популяризирует укулеле и по сей день: его компания Brian May выпустила электроакустическое укулеле BMG Tenor Uke, повторяющее очертаниями корпуса гитару Брайана Red Special. Также среди поклонников укулеле — покойный ныне гитарист The Beatles Джордж Харрисон (George Harrison) с номером “Between The Devil & The Deep Blue Sea”, и даже сверхпопулярные ныне Twenty One Pilots (“We Don’t Believe What’s On TV”). Само собой, что укулеле очень выгодно слушается в произведениях такой стилистики как Wolld Music и smooth-джаз, а в инструментальном нью-эйдже укулеле прекрасно звучит даже как постоянно солирующий инструмент при наличии необходимых звуковых обработок.
И, само собой, укулеле — это прекрасный дорожный инструмент хотя бы в силу своей компактности. Плюс он даёт возможность поддерживать свои исполнительские навыки вне дома и студии а то и создавать и оформлять на нём новые музыкальные идеи, что всегда уместно.
ВЫБИРАЕМ УКУЛЕЛЕ
Как всегда, нужно определиться, для чего вам нужен музыкальный инструмент: средство необязательного времяпровождения в одиночку или в компании, или же укулеле станет необходимым в вашем творчестве, пусть даже только экспериментальном. В первом случае лучше отдать предпочтение бюджетным моделям брендов Terris, Veston или Wiki. Это сопрано-укулеле, корпуса которых, а зачастую и грифы, изготовлены из липы, и только у немногих моделей грифы кленовые; несколько моделей имеют корпуса из красного дерева. Обычно укулеле этих брендов комплектуются защитным чехлом.
Но хороший звук профессионального акустического инструмента — это всегда материал его корпуса и прочих частей и соблюдение традиции изготовления. И здесь в первую очередь надо упомянуть бренд Cordoba, одно уже название которого говорит традициях лютьеров былого. Среди укулеле этого изготовителя — инструменты размеров сопрано (“S” в обозначении модели), концерт (“C”) и тенор (“T”), с корпусами не только из привычного для профессионалов махагони или красного дерева, но и гавайской акации коа, что придает звуку укулеле полную аутентичность. Накладки же грифа у ряда моделей выполнены из железного дерева. Среди укулеле Cordoba имеются и две модели с пьезоэлектрическими звукоснимателями и темброблоками Active Ukulele Pickup. Аналогичного подхода придерживаются бренды Enya и Flight, переносящие на укулеле идеологию конструкций традиционных европейских гитар: так, на ряде моделей верхняя дека выполняется из массива ели, что формирует громкий, яркий и открытый звук инструмента. У Flight также имеются модели со звукоснимателями.
Традиционные производители электрогитар, чьи имена известны каждому в мире рок-н-ролла, также не смогли остаться в стороне от современного бума укулеле. Но их подход к небольшому инструменту очень хорошо демонстрирует электроакустическая модель Epiphone Les Paul Ukulele с корпусом из махогани и верхней декой из огненного клёна, с грифом профиля SlimTaper “D” из красного дерева с палисандровой накладкой. Плюс ко всему форма корпуса — как у электрогитары Gibson Les Paul в расцветке «классический санбёрст» и даже нарисованном на верхней деке пикгардом.
А всем известный гитарный бренд Fender двинулся ещё дажльше в модификации внешнего вида укулеле, и это не только традиционная для бренда голова грифа, в основном в дизайне Telecaster. Впрочем, «почти Telecaster» здесь тоже есть — электроакустическая модель Fullerton Tele Uke традиционной расцветки блонд и со встроенными звукоснимателем и тюнером. Изготовитель не скупится на качественный материал корпусов, вплоть до экзотического африканского красного дерева сапеле, и даже именная модель укулеле имеется в каталоге компании. Легко догадаться. что с таким подходом Fender порадовал музыкантов и «почти Stratocaster’ом»: это Fullerton Strat Uke со спецификацией, аналогичной вышеупомянутой модели и с корпусом понятно какой формы, да ещё и в расцвете санбёрст. Обе эти модели укулеле безусловно рекомендуются для ансамблевой игры, причем даже во вполне себе громком «подключённом» составе.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ УКУЛЕЛЕ
Если укулеле — это инструмент начального уровня, или ваш дорожный инструмент, то он обязан многое выдерживать. В первом случае уместно вспомнить о модели Kala Waterman с корпусом и грифом из композитного АБС-пластика, выпускающейся в размерах сопрано и концерт и в самых разных расцветках корпуса, до прозрачной включительно. Как легко догадаться, инструмент не боится воды, а его очистка максимально проста. Часть моделей этого ряда комплектуется защитными чехлами. Это укулеле вполне может оказаться первым инструментом юного музыканта и трамплином к серьёзному музицированию.
Совсем другое дело — укулеле Enya NOVA U размера концерт, будто бы прибывшая к нем из фантастических фильмов 80-х годов. /то серьёзный инструмент для серьёзного музыканта с корпусом необычайно малой глубины всего в 2" (51 мм) и формой, вновь напоминающей о Gibson Les Paul, выполненным из композита углеродного волокна и поликарбоната в соотношении 30/70. Из этого же материала выполнены и остальная конструкция укулеле, а оригинальная конфигурация звуковых отверстий вкупе с отличными акустическими свойствами корпуса обеспечивают инструменту яркое звучание. Плюс замечательный комплект поставки — ремень, каподастр, набор струн и полужёсткий кейс. Модель представлена в трёх расцветках корпуса — чёрном, белом и голубом, и излишне говорить, что этот инструмент отлично смотрится на любой сцене. Настоящее современное укулеле, каким оно и должно быть.
Всеволод Баронин