СЕМЬ ПРИЧИН НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ЕЩЕ ОДНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

СЕМЬ ПРИЧИН НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ЕЩЕ ОДНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

Эта статья появилась на сайте MUSICAL-U, автор – Эндрю Бишко.

После четырех лет веселья и полного отсутствия денег я, наконец, решил покинуть рэгги-группу, в которой играл. Я спокойно валялся дома в субботу, смотрел «Звездный Путь», и вдруг получил от приятеля сообщение с вопросом о том, что я вообще собираюсь делать в жизни. Я ответил: «Собираюсь плохо играть хорошую музыку на аккордеоне и участвовать в группе, выступающей на свадьбах». На следующий день он заявился ко мне со своим «сквизбоксом».

Зачем нужно учиться играть на еще одном инструменте? Это может казаться нелепой затеей, если вы еще не до конца уверены в навыках игры на своем основном инструменте. Но на самом деле, есть масса преимуществ, связанных с обучением игре на втором (или третьем) инструменте. Вот семь из них:

1. ТЕОРИЯ У ВАС ВСЕГДА ПОД РУКОЙ

Например, вы привыкли играть на инструменте, из которого в один момент вы можете извлекать только одну ноту. Изучение «многоголосного» инструмента (того, на котором можно играть аккорды), гитары или фортепиано, откроет вам совершенно новый мир гармонии. Если же вы, наоборот, играете на гитаре, то изучение мелодического инструмента точно так же может открыть вам глаза и заставить посмотреть на музыку и мир совершенно по-новому. Разумеется, вы можете запросто играть мелодии на гитаре, и на фортепиано, но уникальная организация тонов на, например, духовых инструментах – это совершенно отдельный экскурс в музыку в общем. 

Я терпеть не мог обязательные уроки фортепиано в детстве, мне гораздо больше нравилось играть на флейте и саксофоне. Больше всего мне была интересна мелодия. С правой стороной аккордеона, которая похожа на пианино, я разобрался довольно быстро. Но вот с левой, со всеми этими кнопками, образующими квинты, пришлось попотеть. Однако когда до меня, наконец, дошло то, как он устроен и что с ним можно делать, для меня началась новая жизнь. Я начал видеть, слышать и чувствовать отношения между нотами совершенно по-новому. И, когда я возвращался к своим флейте или саксофону, я мог более глубоко понимать то, как мелодия относится к гармонии.

2. ПОНИМАНИЕ МЕЛОДИИ И ГАРМОНИИ

Инструменты играют совершенно разные роли. Так же, как в кино: у кого-то - главная роль, а у кого-то – второстепенная. Как только мы начинаем учиться играть на новых инструментах, наше видение «расширяется» - мы начинаем полнее видеть картину.

Мне однажды сказали, что если ты попытаешься сделать комплимент человеку, играющему на венгерских цимбалах, он обязательно скромно ответит тебе: «О нет, я лишь играю соло». Оказывается, аккомпаниаторы в восточно-европейской традиции ценятся гораздо выше!

Всякий раз, играя на духовых инструментах, я зависел от аккомпанемента. Когда я взялся за аккордеон, то начал сам играть и мелодию, и аккомпанемент. Что самое главное – я мог аккомпанировать другим! Мне не нужно было больше брать на себя ответственность гвоздя программы, играя концерт. Когда же я снова возвращался к мелодии, то гораздо лучше понимал своих аккомпаниаторов и вообще гармонический основы моих мелодий.

Вот в этом видео я играю с одним из моих любимых кларнетистов. Обратите внимание, кларнет ведет, играет мелодию, а аккордеон обеспечивает гармоническую и ритмическую поддержку.

3. 120 КНОПОК: ВОКРУГ СВЕТА

Сразу после приобретения аккордеона началась моя 15-летняя одержимость клезмером. В последствии с помощью моего нового инструмента я познакомился с музыкальными традициями совершенно разных стран: бразильское хоро, зайдеко, балканская музыка и т.д. И благодаря всему этому мой интерес и страсть к музыке все стремительнее растет. Да, мои навыки игры на аккордеоне далеко не всегда можно применить во всех замечательных стилях, которые мне нравятся, но этот интерес мотивирует меня к игре и на других инструментах. 

Мой оловянный вистл – это портал в ирландскую музыку. Пимак (индейская флейта) отправляет меня в прошлое Америки. Только попробуйте хотя бы начать играть на каком-то новом инструменте – будете удивлены, в какой точке мира обнаружите себя, освоив его хоть немного.

4. ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ГОРАЗДО ПРОЩЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ

Когда люди меня спрашивают, на скольких инструментах я умею играть, я обычно отвечаю: «На двух: на тех, в которые я дую, и тех, у которых есть струны или клавиши».

После 15 лет игры на флейте очень круто достать саксофон и начать играть так, будто в последний раз я играл на нем только вчера. То же самое с моей коллекцией вистлов, окаринов и деревянных флейт. Фортепиано же для меня заложило основы для игры на аккордеоне.

Иногда мы не отдает себе отчет в том, насколько на самом деле похожи между собой некоторые инструменты. Мандолина очень похожа на скрипку. Клавиатура фортепиано – это те же органы, аккордеоны, мелодики, синтезаторы и все прочее. Все духовые инструменты тоже имеют схожие черты.

5. ЗАЧЕМ ЖДАТЬ?

Мой путь к пониманию того, что я могу выражать себя по-разному на разных инструментах, занял очень много времени. Я учился играть на фортепиано пять лет, и лишь потом взялся за флейту. Прошло еще 15 лет, прежде чем я начал играть на саксофоне. И еще шесть лет, прежде чем в моей жизни появился аккордеон. Еще через 13 лет мне подарили пимак, а еще через 8 лет я научился играть на гармонике. Всю дорогу я фанатично коллекционировал вистлы и флейты из совершенно разных стран.

Сейчас, будучи преподавателем и отцом, я наблюдаю, что многих детей привлекают сразу несколько инструментов. Родительская мудрость (и бюджет!) побуждают их к тому, чтобы останавливаться на одном инструменте и оттачивать мастерство игры на нем, не отвлекаясь. Но я не уверен, что это правильная стратегия. У детей гораздо более гибкий разум и гораздо больше решительности для новых начинаний.

Однажды я учил двух маленьких сестер играть аккорды на фортепиано, чтобы они могли аккомпанировать себе, когда поют в церкви. У них все получалось довольно хорошо, но в один прекрасный момент они во сто крат превзошли все мои ожидания. Оказалось, их двоюродный брат параллельно показывал им гитарные аккорды. Тогда я объяснил им, как гитара и фортепиано могут сосуществовать вместе, и как можно сочетать их с вокалом. На данный момент они выступают каждую неделю, аккомпанируя церковному хору девочек. Обе начали играть на скрипке, и одна играет на флейте в школьной группе. Одной 10 лет, а другой 12.

6. СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

Обучение игре сразу на нескольких инструментах вовсе необязательно должно быть дорогим. Родители девочек, о которых я писал выше, приобрели хорошие инструменты, но ничего не платили за уроки гитары и флейты. Уроки фортепиано, которые я им давал – это лишь малая часть того, что они успевали узнать о музыке за неделю. Обе они были уверены в своих способностях в самообразовании и помогали друг другу.

Не у всех у нас есть поддержка, родителей, церкви, учебного заведения, но сейчас, как никогда раньше, все очень просто найти онлайн – вы всегда можете посмотреть видео-уроки и получить советы от более опытных музыкантов совершенно бесплатно.

Инвестиции (времени и финансов) в обучение сразу нескольким инструментам могут также обеспечить неплохие карьерные возможности в будущем. У меня, как у преподавателя и исполнителя, их очень много – весь день с утра до вечера я исполняю музыку, которая мне интересна, и зарабатываю этим деньги.

РИТМ ЖИЗНИ

Несколько лет назад я отправился в один старый заброшенный склад на севере Бостона, чтобы поучиться игре на джембе с одним западноафриканским барабанщиком. Я очень хорошо помню джем, который там происходил: звуки барабанов отражались от стен, и я мог услышать ритмы и даже мелодии, относящие ко всем традициям африканских диаспор – мамбо, Мотауна, регги, фанка и всего прочего.

С тех пор я начал замечать, что из барабанщиков зачастую получаются отличные вокалисты, клавишники, гитаристы. Большинство из моих студентов, которые пишут песни, первым своим инструментом до этого избрали именно барабаны.

Мой опыт с джембе показал мне, что даже если я буду «дурачиться» с новым инструментом, не имея никаких серьезных намерений относительно него, это может оказать огромное влияние на мой музыкальный путь в общем.

Ни с одним из инструментов, на которых мне приходилось играть, я не продвинулся так далеко, как с флейтой. Тем не менее, музыкальная теория, новые культуры, понимание ролей разных инструментов в музыке, мой ежемесячный доход – все это заставляло меня учиться играть новых инструментах, что неизменно обогащало мои навыки игры на флейте.

Даже если нам не суждено полностью освоить более чем один инструмент, обучение игре на других инструментах может дать нам очень-очень много. Эти уроки помогают нам играть лучше, помогают узнавать нам больше о музыке, о самих себе и об окружающих нас людях и культурах.

Предыдущая Следующая