ШЕСТЬ МУЗЫКАНТОВ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ СОБСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ШЕСТЬ МУЗЫКАНТОВ, КОТОРЫЕ СОЗДАЮТ СОБСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Эта статья была опубликована на сайте Bandcamp, автор – Цви Глакен.

Есть DIY-артисты, которые избегают индустрии, полностью отвечают за все творческие и околомузыкальные процессы. А есть такие артисты, которые доводят концепцию DIY до самого предела. Они не только записывают альбомы в собственной спальне и самостоятельно планируют туры, но и создают инструменты с нуля.

«Если вы начинаете что-то с нуля, активно участвуете во всем процессе, то обязательно изобретете что-то уникальное», - говорит Джейсон Сидни Сэнфорд из группы Neptune. Инструменты Сэнфорда – как функциональные скульптуры, сделанные из листового металла, старых видеомагнитофонов и металлических стульев. «Недостаток в том, что это занимает намного больше времени — готовых решений нет. А самое приятное заключается в том, что у вас есть возможность придумать музыку, которую никто другой никогда не мог бы создать».

Другие артисты предпочитают работать с найденными объектами, перепаивать выброшенную электронику. Эти варианты дешевы (большая часть мусора бесплатна) и к тому же экологически безвредны.  «Электронное оборудование содержит много токсичных, не поддающихся биологическому разложению, добытых разрушительным способом материалов, — говорит Джон Хардин, вдохновитель Electric Earth Music, - Мне нравится, что можно сделать со звуком с помощью электроники, но из-за того, что ее создание дорого обходится окружающей среде, я считаю, что электронное оборудование должно служить всю жизнь. Меня беспокоит распространение одноразовых электронных игрушек. И меня привлекает идея превращать брошенные игрушки в уникальные музыкальные инструменты».

Артисты из этого списка все делают сами. Они создают функциональное искусство, открывают для себя нетрадиционные звуки, следят за окружающей средой и, кажется, не прочь хорошенько замарать руки.

NEPTUNE, БОСТОН, МАССАЧУСЕТС

Джейсон Сидни Сэнфорд начал делать собственные инструменты, когда изучал скульптуру в Массачусетском университете в начале 90-х. Он был недоволен тем, что большинство скульптур неподвижно, и хотел делать что-то более интерактивное и применимое в жизни. Его самые первые попытки увенчались успехом, и он устроил перформанс с использованием созданных им объектов. «Сначала я думал, что это разовый случай, - говорит Сэнфорд, - но музыкантам, которых я собрал, удалось извлечь какую-то странную музыку из этих объектов, и так родилась группа Neptune. Вскоре мы начали записывать пластинки и ездить в туры».

Коллекция инструментов Сэнфорда включает в себя гитары с проволочным каркасом, электро-калимбы, фидбек-органы, которые генерируют фидбек на различных фиксированных тонах через серию микрофонов, пенопластовых трубок и динамиков. «Я всегда прислушиваюсь к своим материалам, - говорит он, - я размышляю над тем, что они хотят делать. Инструменты, которые я создаю, необычны и несовершенны. Но творческая стратегия Neptune – это выявлять эти несовершенства и заставлять их работать на нас».

HANS REICHEL & KAZUHISA UCHIHASHI, БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ

“King Pawns 2” Ханса Райхеля и Кадзухисы Утихаси – альбом дуэтов для гитары и даксофона. Даксофон представляет собой тонкий деревянный язычок, прикрепленный к деревянному бруску-резонатору. Внутри резонатора установлен пьезоэлектрический звукосниматель. Играть на нем можно смычком, пальцами, и ударяя по нему разными предметами. Его тона варьируются от глубокого, подобного голосу звука до высоких электронных гудков и мычаний. Райхель изобрел даксофон много лет назад. «Впервые он подарил мне даксофон в 1996 году (Райхель умер в 2011), - говорит Кадзухиса Утихаси, - у него много возможностей для самых разных видов музыки. С помощью него можно получать мелодию, ритм, шум или много другого».

Утихаси тоже делает собственные инструменты. Среди них – резонансная арфа-гитара – она выглядит как разновидность электрической автоарфы. Также он играет на “препарированных” гитарах, гитарах модифицированных подобно тому, как Джон Кейдж модифицировал фортепиано. «Я импровизатор, - говорит он, - я думаю, что создание собственного инструмента — самая захватывающая часть карьеры музыканта. У меня есть идея, она развивается, и инструмент должен развиваться сообразно этой идее».

LA RESONANTE BASUBAND, АЛИКАНТЕ, ИСПАНИЯ

La Resonante BasuBand – это испанский коллектив музыкантов и преподавателей. Они регулярно проводят воркшопы и воодушевляют своих студентов создавать музыкальные инструменты из предметов домашнего обихода и мусора. Они изготавливают совершенно разные приспособления, хотя большинство их проектов представляют собой хэндмейд-версии традиционных инструментов, таких как пан-флейта, калимба, мини-барабанные установки и гитары.

Коллектив руководствуется экологическими и социальными соображениями – они побуждают людей переосмыслить свое отношение к отходам. Они проводят программы в школах в течение года, летом играют на фестивалях, а иногда выступают со студенческими «оркестрами» (например, 50 детей бьют по коробкам, трясут наполненные песком бутылки с водой и дуют в пластиковые трубы). “Universónica” (ссылка выше) – это коллекция известных фолк-мелодий, исполненных на как коробках из-под фруктов, медных трубках и ПВХ-трубах, жестяных банках и других предметах.

ELECTRIC EARTH MUSIC, САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФОРНИЯ

Electric Earth Music — это альбом танцевальных грувов, исполненных с помощью электрического диджериду, а также инструментов, сделанных из переработанных материалов и найденных предметов. Проект является детищем Джона Хардина, музыканта и режиссера-документалиста. Хардин в буквальном смысле отключился от сети около 20 лет назад, что стало неотъемлемой частью его метода. «Я купил пару солнечных панелей, контроллер, аккумулятор, инвертор, и начал делать музыку на солнечном свете, - рассказывает Хардин, - это сильно повлияло на мой подход к музыкальному оборудованию в общем, потому что внезапно количество энергии, необходимое устройству, стало важным фактором при принятии решения, какое оборудование покупать. От громких, ламповых гитарных усилителей, например, пришлось отказаться».

Хардин живет в отдаленных лесах округа Южный Гумбольдт, Калифорния, и строит свои инструменты из всего, что попадается под руку: от обломков снаряжения бывших производителей марихуаны – их кухонной утвари, автомобилейнапп т.д. – до старых электронных игрушек. Но и эта странная идиллия не обходится без неприятностей: «Иногда, когда дела идут не очень хорошо, я удивляюсь, почему я трачу столько времени и усилий, пытаясь вытащить на свет музыку из мусора, - говорит он, - В иных случаях эти инструменты поют так, как будто это все, что они когда-либо хотели делать. Мы живем в самое шумное время в истории, в мире, усеянном множеством экзотических материалов с интересными акустическими свойствами. Я чувствую, что музыка, которую я делаю с помощью этих инструментов, соответствует нашему уникальному месту во времени, и что она отражает разрушающуюся культуру. Что еще вы можете пожелать от музыки?»

SLEEPING DOGS LIE, АЛЬБУКЕРКЕ, НЬЮ-МЕКСИКО

Sleeping Dogs Lie – домашний проект инди-рокера Эрика Генетта. Большая часть его музыки записана с использованием обычных инструментов, за исключением его релиза 2008 года “Trieste”, который начался как попытка вырваться из повседневности звукозаписи. «Отчасти “Trieste” родился из моего разочарования в драм-машине, - рассказывает Генетт, - я хотел сделать запись более органичной, но я не барабанщик… Поэтому я построил барабанную установку с нуля из пятигаллонных ведер с мешками для мусора и занавеской для душа. Я использовал эластичные шнуры и мяч для гольфа в качестве молотка для бочки, а старое серебряное блюдо — в качестве тарелки. Я практиковался на этой установке несколько месяцев, но понял, что она не будет звучать вместе с обычными инструментами».

Так, Генетт принял решение записать альбом с помощью исключительно найденных предметов и самодельных инструментов. Гитары, например, он “улучшил” проволокой, леской, бечевкой и болтами. «Ни один звук не был получен с помощью традиционного инструмента, — говорит он, — те звуки, которые я получал, влияли на сам процесс создания музыки. Классические аккорды, например, играть было чертовски сложно. Самостоятельный сбор инструмента и сочинение на нем музыки действительно раздвигает границы. Музыка, полученная с помощью инструмента, созданного вами, - настоящее откровение».

SMOGMA, РАЙСКАЯ ДОЛИНА, АРИЗОНА

SMOGMA - это результат сотрудничества Паркера Уэстона (PKWST) и Vic Void. Их музыка — это свободная импровизация, записанная вживую по мере ее создания, а их инструменты включают препарированную гитару, найденные предметы и звуковые скульптуры ручной работы.

«Чаще всего все идет не так, — говорит Войд о разочарованиях, связанных с работой с функциональной скульптурой и самодельными инструментами, — иногда я думаю, что все это гораздо лучше выглядит, нежели звучит. Но все это зависит от конкретного выступления, от множества деталей, которые должны сойтись воедино, от звукорежиссера…». Однако в Аризоне подобная деятельность по-настоящему важна, когда речь заходит о формировании артистического сообщества. «Такой подход к музыке довольно редок в общем — что уж говорить об Аризоне, — рассказывает Уэстон, — это ведь пустыня, и пустыня не только в географическом смысле. Мне повезло, что я могу выступать на множестве разных площадок по всему штату. И наш узкий круг музыкантов здесь участвует во большом количестве разных проектов. Так что, кого бы вы ни увидели на сцене из Аризоны – скорее всего, он или она – часть нашей шумной семьи».

Предыдущая Следующая