СТУДИЙНЫЕ МОНИТОРЫ: ЛУЧШИЙ ЗВУК ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА

СТУДИЙНЫЕ МОНИТОРЫ: ЛУЧШИЙ ЗВУК ОТНЫНЕ И НАВСЕГДА
«Акустическая система — как раз то место, где звуковые колебания соприкасаются с воздухом и становятся музыкой», — справедливо заметил великий джазовый пианист Чик Кориа (Chick Corea). И совершенно естественно, что акустические системы, тем более для студийной работы, следует отбирать с небывалым вниманием и тщанием — ведь именно от студийных мониторов в значительнейшей степени зависит, какой услышите собственную музыку не только вы сами, но и, после мастеринга, ваши слушатели. Естественно те, кто будет внимать ей с физических носителей или цифровых загрузок. Причем, что парадоксально, а наш век обязательной принадлежностью даже самых серьезных студий являются не только мониторы солидной мощности и физических размеров, но и, как принято выражаться, мониторы ближнего поля (Close Range Monitors).

Говорить о том, что монитор — один из важнейших компонентов студии звукозаписи или мастеринга, всё равно, что ломиться в открытую дверь. Ведь дело даже не в том, что вы услышите собственную запись в максимально качественном и, предпочтительно, неэквализированном облике. Куда как более важно, что вы поймете, какой звук «влетит в ухо» слушателю ваших записей. Именно поэтому профессионалы самого высокого уровня, сводящие и мастерингующие записи на больших мониторах, обязательно оценивают результат и на мониторах ближнего поля. Идея, как вы понимаете, проста: обладание бытовым комплектом аудиоаппаратуры классов Hi-Fi или Hi End как-то незаметно стало уделом немногих, и поэтому всякий музыкант и аудиопродюсер стремится к тому, чтобы созданная им музыка звучала отлично и на акустических системах совсем небольших размеров, до компьютерной акустики включительно. Именно поэтому контроль сведения и мастеринга непременно проводится сейчас на мониторах ближнего поля с максимальным диаметром басовых динамиков 8" (203 мм). Причем действительно «ближнего»: рекомендуемое расстояние от таких мониторов до ушей специалиста составляет 0.9–1.6 м. Совершенно необходимо подбирать для подобной работы те мониторы, конструкция которых не допускает ни малейшего окрашивания звука, и вы можете слышать именно тот микс или мастер, который получился у вас и который, соответственно, услышат потребители. Созданию неокрашенного звука способствуют не только схемотехнические решения и тщательный подбор динамиков, но и механическая конструкция корпуса монитора. Плюс для современных компактных и домашних студий рекомендуются активные мониторы со встроенными усилителями мощности: их усилители максимально точно рассчитаны на работу с установленными в мониторах динамиками и, понятно, они отличаются компактностью и отсутствием паразитных наводок в цепях внешней коммутации по причине их отсутствия. И последняя деталь: поскольку мониторы столь важны, совсем уж запредельно экономить при их приобретении не рекомендуется.



Одним из лучших решений для мониторинга в домашних студиях являются последняя по времени выхода на рынок линейка мониторов Rokit бренда KRK Systems, а именно модели PR4G3, PR5G3, PR6G3 и PR8G3. Это двухполосные компактные активные мониторы со встроенными усилителями класса AB, различающиеся между собой диаметром установленного низкочастотного динамика — 4" (102 мм), 5" (127 мм), 6" (152 м) и 8" (203 мм) — соответственно, мощностью усилителей, диапазоном воспроизводимых частот и габаритами. Нужно отметить, что хотя данная линейка позиционируется производителем как мониторы начального уровня, в них заложены все необходимые конструктивные ухищрения, обеспечивающее чистое и детализованное звучание. Волновод, хотя и выглядит перекочевавшим сюда из линейки мониторов G2, пересчитан заново, обеспечено глушение корпуса поролоновым наполнителем, а главное — скруглены грани передней панели, что значительно снижает внутренние дифракционные искажения. Все мониторы комплектуются 1" (25 мм) высокочастотным динамиком с мягким куполом и шелковой мембраной, а НЧ-динамик с пряденой мембраной на основе композитной стеклоткани-кевлара желтого цвета установлен на неопреновом уплотнении. Мощность усилителей — от 30 Вт (10 Вт ВЧ-каскад и 20 Вт НЧ-каскад) у PR4G3 до 100 Вт (25 и 75 Вт) у PR8G3, а диапазоны воспроизводимых частот — от 51–35 000 Гц до 35–35 000 Гц соответственно. Вся коммутация и органы управления вынесены на заднюю панель — там располагаются балансный вход XLR и джек 1/4" и небалансный вход RCA, регулятор громкости (–30 дБ — +6 дБ) и ступенчатые эквалайзеры ВЧ- и НЧ-диапазонов (–2 дБ / –1 дБ / 0 / 2 дБ). Все мониторы имеют классическую черную цветовую схему, однако модель PR6G3 доступна и в белой окраске — PR6G3W.




Коль скоро масса современной музыки создается с расчетом на ее прослушивание на мобильных устройствах с вкладными наушниками или акустикой миниатюрных размеров, было бы глупо не создать мониторы для контроля фонограмм с ориентацией именно на такое использование. Что и сделала компания Mackie, разработав активные мониторы серии Creative Reference, CR3 и CR4. Впрочем, они более чем пригодны и в роли качественной компьютерной акустики. Невзирая на миниатюрность габаритов, они обеспечивают диапазон воспроизводимых частот 80–20 000 Гц и 60–20 000 Гц соответственно при номинальной мощности 28 Вт и максимальной 50 Вт и максимальном звуковом давлении 100 дБ. Creative Reference комплектуются ВЧ-динамиком диаметром 3/4" (19 мм) купольной конструкции с охлаждением звуковой катушки ферромагнитной жидкостью, установленном в мини-рупоре, и НЧ-динамиками с полипропиленовым покрытием с мембранами диаметрами 3" (76 мм) и 4" (102 мм) соответственно. Строго говоря, активным является только один монитор из пары (второй коммутируется с ним неэкранированным соединителем), на нем же размещаются все органы управления и коммутации — балансные входы под джек 1/4" и небалансные RCA, регулятор громкости (на передней панели) и, что очень важно для левшей, переключатель положения активной колонки (левая / правая). Корпуса мониторов деревянные, что благоприятно влияет на их звучание.



Аналогичны по конструктивной идеологии мониторы Behringer MS40 — это пара из активного (правый) и неактивного (левый) мониторов, ориентированных на работу с цифровыми источниками звука. Обращает на себя внимание встроенный цифроаналоговый преобразователь 24 бит / 192 КГц, богатый набор коммутации — два цифровых входа (оптический S/PDIF и коаксиальный RCA) и два аналоговых (джек 1/8" и пара RCA) и магнитное экранирование всей конструкции. На передней панели активного монитора расположены регуляторы громкости каждого канала, ВЧ и НЧ, там же расположен разъем под стереонаушники 1/4" с функцией автоматического отключения динамиков. Динамики имеют диаметры 2 1/2" (64 мм, ВЧ-динамик) и 4 3/4" (121 мм, НЧ), и вкупе с фазоинвертором с двумя отверстиями на передней панели они обеспечивают уверенное и чистое звучание мониторов в диапазоне 50–25 000 Гц при номинальной мощности 2 x 20 Вт. Можно порекомендовать эти мониторы для домашней студии, студийного мониторинга клавишных инструментов и просто как качественную акустику для мультимедийных устройств.



Когда заходит речь о студийном мониторинге, на первых позициях по соотношению цена-качество всегда оказывается акустика бренда JBL. Разработчики компании смогли обеспечить профессиональное качество звука в домашней студии при помощи мониторов серии LSR3 — LSR305 и LSR308, внешне различающиеся исключительно диаметром низкочастотного динамика (5", то есть 127 мм у LSR305 и 8", 203 мм, у LSR308) и, соответственно, габаритами. Естественно, что производитель рекомендует использовать LSR305 в помещениях меньшего размера. Первое, что обращает на себя внимание в обеих моделях — прямоугольный рупор, в котором установлен 1" (25 мм) ВЧ-динамиком с неодимовым магнитом и мягким куполом. Этот рупор системы Image Control Waveguide перекочевал сюда с высококлассной модели JBL M2 Master Reference Monitor, и его задача — не только обеспечение должного рассеивания ВЧ-сигнала в горизонтальной и вертикальной плоскостях, но и фазовая синхронизация ВЧ- и НЧ-динамиков. Эти два фактора обеспечивают естественное звучание среднечастотного диапазона и более широкую комфортную зону восприятия звуковых сигналов. Интересно, что мониторы выпускаются с подготовленными динамиками — информация производителя утверждает, что перед сборкой каждый динамик прокачивается в течение 100 часов на максимальной мощности. Обе модели оснащены раздельными усилителями класса D для ВЧ- и НЧ-каналов с мощностью 2 x 41 Вт (LSR305) и 2 x 56 Вт (LSR308). Диапазон воспроизводимых частот — 43–24 000 Гц и 37–24 000 Гц соответственно при максимальном звуковом давлении 108 и 112 дБ. Коммутация — балансный вход XLR и джек 1/4", а на задней стенке монитора установлены регулятор громкости, переключатель чувствительности входов и ступенчатые ВЧ- и НЧ-эквалайзеры (–2 дБ / 0 / 2 дБ). Результат — чистый звук и отличное стереопанорамирование с четким разнесением отдельных партий по точкам панорамы, что и является целью существования студийных мониторов.


Всеволод Баронин
Предыдущая Следующая