ТЭЙЛОР СВИФТ – ТАЙНАЯ ГЕРОИНЯ ГИТАРЫ

ТЭЙЛОР СВИФТ – ТАЙНАЯ ГЕРОИНЯ ГИТАРЫ

Наблюдать с нашего берега Атлантики за музыкальными процессами, происходящими за океаном – процесс увлекательный, но иногда не очень осмысленный. Дело в реально существующем, но мало кем осознаваемым идеологическом разделении американской и европейской поп- и рок-сцен – и да, поэтому даже весть о сокращении заокеанского рынка музыкальных инструментов (MI), и в первую очередь акустических и электрогитар, доходит до нас в кривом изображении. А ведь на самом деле не всё так трагично, и не в последнюю очередь благодаря успехам тамошней молодой звезды мэйнстрима №1 Тэйлор Свифт (Taylor Swift)… Но какое отношение поп-певица может иметь к популяризации акустической гитары у молодого поколения?

По нынешним сверхускоренным временам все забыли, а многие и не знали, что карьера Тэйлор начиналась в роли кантри-певицы с авторским поп-репертуаром, да и на гитаре она выучилась играть (и сочинять на ней песни) в возрасте 12 лет. Конечно, в феномене модной девушки с гитарой, большей частью, естественно, акустической, для Америки нет ничего нового – достаточно вспомнить Шерил Кроу (Sheryl Crow) или массу гранж-героинь – но Тэйлор всегда была для национальных поклонниц гораздо более важной персоной, нежели любая её предшественница. Почему же так произошло? Дело не только и не столько в коммерческом успехе и удивительном качестве её ранних альбомов (а знакомство с такими её работами, как “Fearless”, 2008, и “Speak Now”, 2010, для серьёзного музыканта является обязательным), но в умении своими в общем-то простыми песнями вызывать подлинный интерес у юной женской аудитории. Как метко выразился один из редакторов журнала Rolling Stone Роб Шеффилд (Rob Sheffield) «поколение моей дочери настолько увлечено Тэйлор, что всё, что им нужно – гитара в подарок на Рождество и возможность самим сочинять песни. А всё потому, что они идут на концерт Тэйлор и слышат со сцены: “Это песня, которую я сочинила на гитаре, когда сидела у себя в комнате и мне было грустно”. И целый стадион девчонок сразу начинает мечтать о том, как здорово было бы так же сочинять такие же песни – это совершенно невероятно!» Так что не слишком неправы те, кто называет Тэйлор «Эдди Ван Халеном (Eddie Van Halen) для новейшего поколения» – нет, не в смысле техники игры, но в смысле ролевой модели реально популярного музыканта, сочиняющего свой собственный материал. Плюс не будем забывать о том, что рынок «девочковых гитар» в Америке существовал всегда, и бренды вроде Daisy Rock Girl Guitars и до прихода на большую сцену Тэйлор Свифт не бедствовали, отгружая свою продукцию (предпочтительнее с корпусами розовых и малиновых цветов и со стразиками) в не меньших объёмах, чем те же Fender Musical Instruments.

Но не будем забывать о том, что Тэйлор с самого начала музыкальной карьеры ставила перед собой серьёзные цели, а для их достижения нужны не менее серьёзные музыкальные инструменты. Сейчас выбор певицы – это полу- и акустические гитары компании-тёзки Taylor Guitars, причём как полноразмерные, так и размера ¾, то есть именно инструменты, ориентированные на девушек совсем не богатырского сложения. Идеология качества музыкального материала артистки в данном случае идеально совпадает с не самой обычной идеологий бренда с 44-летней историей, провозгласившей в 1995 году устами своего президента Боба Тэйлора (Bob Taylor) приоритет конструкционных материалов акустической гитары (то есть хороших пород дерева) над её общей конструкцией и технологией изготовления инструмента. Стратегия оправдала себя – на сегодняшний день рекламный слоган бренда гласит: “Taylor. Quality guitars” («“Тэйлор”. Качественные гитары») – и прибавить к этому нечего. Да и размеры павильона Taylor на ежегодных выставках NAMM Show и количество представленных там моделей гитар говорят сами за себя.

Начнём с акустических гитар Taylor размера ¾ – ведь считается, что такие инструменты являются просто классическими «девочковыми гитарами», и все они относятся к серии Baby Taylor (BT). Кроме того, бренд продвигает эту серию и как «гитары для путешествий» (traveler guitars). Как бы то ни было, первая же модель данной серии, Baby Taylor BT1 имеет корпус формы дредноут и обладает громкостью и чистотой звучания, характерной для полноразмерного инструмента. Секрет великолепного звука – в уже упоминавшемся подборе материалов: нижняя дека и обечайка этой гитары изготовлены из ламинированного сапеле (африканского красного дерева), обеспечивающего мощное и хорошо сфокусированное звучание в среднечастотном диапазоне, а верхняя дека из цельного массива ели обеспечивает качественное громкое звучание и глубокий резонанс, которого совершенно не ждёшь от инструмента с длиной корпуса 15 ¾" (400 мм) и глубиной 3 3/8" (86 мм). Несмотря на кажущуюся несерьёзность инструмента, он используется в студийной и концертной работе не только Тэйлор Свифт, но и такими несомненными рок-величинами, как Боно (Bono – U2) и Линдси Бакинхэм (Lindsey Buckingham – Fleetwood Mac и Buckingham / Nicks). 19-ладовый гриф этой гитары также изготовлен из сапеле и имеет накладку из чёрного дерева с метками акриловыми точками. Корпус гитары – натуральной расцветки, на ней установлены струны Elixir Phosphor Bronze Light, плюс инструмент комплектуется мягким фирменным чехлом. Остается добавить, что данная гитара отлично подходит и тем, кто только учится премудростям игры на инструменте.

Гитара Baby Mahogany BT2 отличается от BT1 исключительно материалом верхней деки, изготовленной из твёрдого красного дерева, что придаёт своеобразия её звучанию, особенно при использовании альтернативных строев в студийной работе. Естественно, эта гитара имеет великолепный внешний вид. В свою очередь, гитара Baby Mahogany BT2-e является электроакустической модификацией модели BT2 – при абсолютно той же геометрии инструмента и аналогичных конструкционных материалах, на ней установлен пьезоэлектрический звукосниматель Expression System Baby (ES-B) с пьезоэлементами, позаимствованными из звукоснимателя гитары модели Taylor ES2. Встроенный предусилитель имеет регуляторы громкости и тембра; имеется и хроматический тюнер с жидкокристаллическим дисплеем, индицирующим параметры настройки инструмента и разряд батареи питания.

Всякий серьёзный современный гитарист обязан иметь свою собственную именную модель гитары, и Тэйлор Свифт – вовсе не исключение из правила. Её именная модель – это TSBT Taylor Swift, разработанная производителем на основе гитары BT1, бывшей в личном пользовании артистки. Согласно информации бренда, для данной модели производится тщательный отбор ламинированного сапеле для нижней деки и обечайки – утверждается, что данная древесина отличается здесь «повышенной упругостью». Верхняя дека украшена цветочным орнаментом с тремя надписями “Love” вокруг резонаторного отверстия, а над бриджем имеется копия подписи артистки. На этой гитаре устанавливаются струны Elixir Light.

Естественно, Тэйлор Свифт работает и на сцене, и в студии не только с гитарами размере ¾, но и полноразмерными. Другое дело, что серьёзной звезде – серьёзные инструменты, и нижеописанные модели также бренда Taylor относятся к гитарам экстракласса с элементами конструкции из сверхкачественной древесины и соответствующей ценой. Первая из них – это электроакустическая гитара Taylor 614ce 600 Series с уникальным корпусом формы Grand Auditorium, нижняя дека и обечайка которого выполнены из клёна. Хотя клён обычно ассоциируется со слишком ярким и громким звучанием, ряд специальных технологий обработки древесины и использование протеинового клея позволяет добиться тёплого звучания. Не менее интересна технология обработки верхней деки из ели, также добавляющей естественной окраски в звук – она подвергнута искусственному состариванию при высокой температуре (информация изготовителя утверждает, что «её физический возраст составляет 40 лет») и имеет лаковое покрытие ничтожной толщины – всего 0.0035" (0.09 мм). Гриф гитары кленовый, накладка на гриф и пикгард – из африканского чёрного дерева. На гитаре установлен звукосниматель Taylor Expression System 2 с тремя пьезоэлектрическими датчиками и регулировками уровня сигнала и высоких и низких частот. Инструмент комплектуется жестким кейсом Deluxe. Аналогична по конструкции и особенностям конструкционных материалов 12-струнная модель Taylor 656ce 600 Series, также используемая артисткой.

Весьма важными для Тэйлор Свифт являются 6-струнная гитара Taylor K24ce Koa Series и 12-струнная Taylor K66ce Koa Series также с корпусом формы Grand Auditorium и внешне вроде бы неотличимые от вышеупомянутых гитар 600-й серии. Однако, как следует из их названия, верхняя и нижняя дека и обечайка корпуса этих инструментов выполнены из уникального дерева коа – крупной акации, растущей исключительно на Гавайских островах. Использование коа в конструкции этих гитар обеспечивает более плотный сустэйн и тёплый звук, нежели даже у гитар из красного дерева; низкочастотный диапазон звучит несколько более приглушённо. Считается, что подобные гитары очень подходят исполнителям, играющим громко и выразительно. Не забудем и о том, что коа – дерево с исключительно красивой текстурой и цветом. Хотя, если ваш ориентир в современном песенном творчестве – Тэйлор Свифт, то на первых порах можно и не думать об уникальных породах дерева, а смело брать в руки гитару размера ¾.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая