ТРИ СПОСОБА ПОНЯТЬ, ЧТО ВАША ПЕСНЯ ПОЛУЧИЛАСЬ СЛИШКОМ СЛОЖНОЙ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ

ТРИ СПОСОБА ПОНЯТЬ, ЧТО ВАША ПЕСНЯ ПОЛУЧИЛАСЬ СЛИШКОМ СЛОЖНОЙ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ

Разумеется, исключений можно подобрать очень много, но большинство хитов – это все же песни, довольно простые для восприятия. Для восприятия обыкновенного слушателя.

Если вы не обращаетесь к какой-то специфической аудитории, то слишком сложная, «замороченная» песня вряд ли станет обретет широкую популярность. Потенциальные хиты почти всегда универсальны. А это значит, что в идеальной ситуации понимать и принимать их должны как хорошо образованные умники с изощренным вкусом, так и совершенно обычные слушатели. Вот несколько способов понять, что вы усложнили свой потенциальный хит: 

ПУБЛИКА ПОПРОСТУ НЕ ПОНИМАЕТ ПЕСНЮ

Вы можете наслаждаться процессом создания песни с очень сложным, многослойным текстом, бесконечно изобретать новые структуры – но будете ли вы наслаждаться живым исполнением? Если вы видите, что публика смущенно утыкается в мобильные телефоны, а между окончанием песни и аплодисментами устанавливается неловкая пауза, то это верный признак того, что люди не очень понимают, что именно вы делаете. Повторимся: разумеется, примеров исключений довольно много – ни Бьорк, ни Radiohead не пишут простую для восприятия музыку, но делать так и быть популярными под силу совсем не многим. Упрощение – это всегда сложный процесс, особенно когда речь идет о том, чтобы не идти на компромиссы со своими изначальным идеями, однако это процесс одновременно и очень интересный. Андрей Кончаловский в одном из своих интервью говорил, что зрителей хорошего массового кино можно сравнить с перевернутой пирамидой: верхняя грань – это самые простые, не очень образованные и не очень чувствительные люди, а с тем как мы снижаемся к пику пирамиды, обнаруживаются куда более вдумчивые и «сложные люди». То же самое и с музыкой. Конечно, вы можете себя прекрасно чувствовать на маленьких площадках, выступая перед десятком интеллектуалов и других музыкантов – это совершенно отдельный формат, искусство для искусства, и это должно существовать. Но если вы хотите выбираться к массовому слушателю, необходимо работать в направлении упрощения песен.

ТЕКСТ СЛОЖНО ЗАПОМНИТЬ И СПЕТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ

Когда-то давно было время, когда проза была модной в песнях, но в последние несколько десятков лет эта мода не возвращалась. Задайте себе вопрос: «Кто-нибудь, кроме вас самих, может пропеть это?». Если вы сочинили что-то, обо что и сами спотыкаетесь раз за разом, то что уж ожидать от публики, от которой вы хотите, чтобы услышав песню раз, она подпевала вам на следующем концерте?

Можно сочинять долгие и пространные тексты, пропевая по 50 слов в полминуты, однако обратите внимание на то, как порой лишь в одной, не самой нагруженной интеллектом автора, повторяющейся строчке заключено столько электричества, что публика начинает сходить с ума. У одних музыкантов написание подобных текстов занимает несколько минут, другие же сидят днями и неделями, стараясь найти математическую формулу успеха, или склеивая разные слова по методу Берроуза – что бы ни было вам ближе, запомните, если вы хотите, чтобы вам подпевали люди, нужно стараться работать над тем, чтобы тексты получались более простыми. И, опять же, простыми – вовсе не значит глупыми…

МЕЛОДИИ СЛИШКОМ СЛОЖНЫ

Многим исполнителям сложно придумывать хорошие мелодии, одна здесь мы поговорим немного не об этом. Мелодия может быть очень хорошей, но в то же время очень сложной для восприятия. Возможно, вы используете слишком много необычных аккордов, и именно это повышает риск быть непонятыми аудиторией. Самое главное, что здесь стоит запомнить: люди предпочитают слышать что-то более-менее понятное и знакомое, но в чем все же чувствуется что-то свежее и новое. Назовем это 90/10, где 90 – это старое, а 10 – это новое.

Есть люди, открытые к новому, или даже открытые исключительно к новому, но их очень мало, и это вовсе не они, кто двигает музыкальный рынок вперед. Большинство людей предпочитает проверенные пути с небольшими отклонениями. Музыка – это средство коммуникации, и чем с большим количеством людей вы хотите говорить своими песнями, тем изобретательнее в их упрощении вам нужно становиться. Те же Radiohead довольно мягко подготовили публику к своим экспериментам, выпустив сначала два альбома с хитами, которые хотелось «горланить» после первого же прослушивания. Напевать же в душе хиты с их последних альбомов довольно сложно…

Мы вовсе не хотим отбивать у музыкантов желание экспериментировать, эксперименты и поиск нового – это обязанность каждого творческого человека. Однако вам нужно понимать свои задачи: хотите ли вы стать популярными у всех слоев населения или готовы годы провести в поисках, которые будут оценены исключительно коллегами по цеху. Пути всегда можно объединить, ворвавшись в поп-музыку с самым необычным хитом и расширить этим самым ее границы. Так или иначе, нужно хорошо понимать правила игры прежде чем начать им следовать. Или начать их разрушать.     

Предыдущая Следующая