УКРАШАЕМ ЗВУК АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ
Акустическая гитара давно стала привычным инструментом в любой уважающей себя рок- или поп-группе, однако с её концертным звучанием могут возникать проблемы. И не только потому, что «акустика» (пусть даже со встроенным звукоснимателем) – изначально тихий инструмент, но и в силу необходимости нужного выделения её звука в общей инструментальной палитре группы. И здесь нужно учесть всё – начиная от правильной настройки инструмента и точности игры на нём, до обработки и усиления сценического звука акустической гитары.
ПЕРЕД СЦЕНОЙ
На самом деле подготовка качественного звучания вашей акустической гитары должна начаться задолго до того, как на инструменте будет сыгран первый аккорд. Эта подготовка включает в себя установку на гитару комплекта новых струн и, естественно, настройку инструмента. Однако нужно помнить не только о настройке инструмента, но и о том, чтобы сам этот процесс был простым и мог быть осуществлён даже в весьма нервных условиях полготовки выступления, и не нужно забывать, что подстройка гитары понадобится вам и в ходе концерта. Поэтому ваш гитарный тюнер должен быть не просто компактным и лёгким, но и предельно простым в обращении и работе. Едва ли не идеальными тюнерами в такой ситуации оказываются хроматические тюнеры KORG Sledgehammer и KORG Sledgehammer Pro, пригодные для работы и с гитарой, и с бас-гитарой. Преимущество этих супермалогабаритных моделей, выполненных в форм-факторе клипсы, крепящейся на голову грифа, является возможность работать с ними одной рукой. Крепление клипсы к корпусу тюнера поворотное, и дисплей может постоянно находиться в поле зрения музыканта. При этом KORG Sledgehammer весит вместе с литиевой батареей типоразмера CR2032 (3 В) всего 25 г. Режимы работы – выбор инструмента для настройки (гитара / бас-гитара) и собственно настройки (обычная настройка, пониженный строй и настройка гитары с каподастром). Музыкантам известно, что настроенная гитара при работе с каподастром имеет свойство терять строй, и при работе с KORG Sledgehammer необходимо выбрать субрежим «Capo» (естественно, в режиме настройки гитары) и установить номер лада, на который установлен каподастр, а затем производить настройку обычным путем. Модель KORG Sledgehammer Pro выполнена в таком же цилиндрическом корпусе с аналогичными KORG Sledgehammer блоками вращающихся переключателей. Отличие от KORG Sledgehammer Pro – отсутствие режимов настройки пониженных строев и настройки с каподастром. Зато этот тюнер – один из самых точных тюнеров-клипс в мире: точность настройки, по информации производителя, составляет ±0.1%. То есть первый из этих тюнеров больше подходит гитаристу-экспериментатору, а второй – музыканту, стремящемуся к абсолютной точности игры. Также рекомендуемыми моделями хроматических тюнеров для акустических гитар являются KORG MG-1 Magnetune, Ibanez PU3 Clip Tuner и KORG Pitchclip PC-1, также отличающиеся миниатюрными габаритами и завидной надежностью в работе. Причем первый из этих тюнеров имеет надёжное магнитное, а не механическое крепление – уж точно не упадёт и не потеряется! Остаётся добавить, что тюнер для акустической гитары – это совершенно необходимый в вашей концертной работе аксессуар, и выбор из всех вышеперечисленных моделей, и не только из них, должен осуществляться в первую очередь исходя не из преимуществ одной из них, но в первую очередь исходя из вашего удобства как музыканта и исполнителя. На сцене стоять вам, а не тюнеру.
НЕОБХОДИМЫЕ ЭФФЕКТЫ
Очевидно, что основными компонентами в формировании вашего сценического звука являются собственно акустическая гитара и усилитель. Тем не менее, об использовании обработок и эффектов забывать тоже ни в коем случае нельзя – несколько изменить тон звучания или добавить в звук инструмента новую краску ещё никому не мешало. Даже при наличии хорошего усилителя для «акустики» обработки точно не помешают – они смогут расширить возможности усилителя, придать ему немного новое звучание да и просто устранить мелкие огрехи в звучании вашего гитарного тракта.
Какие же педальные обработки должны присутствовать в сценическом сете исполнителя на акустической гитаре? О «навесных» гитарных тюнерах мы немало говорили выше, и всё же рекомендуется, чтобы первой обработкой в вашей цепи эффектов стоял напольный тюнер для оперативной настройки инструмента. Не нужно гнаться за сложной моделью – специалисты рекомендуют полифонические тюнеры TC Electronic Polytune 2 и TC Electronic Polytune 3, позволяющие настраивать одновременно все струны гитары. В любом случае эта обработка должна быть предельно удобной для вас.
Следующие две педали призваны исправлять огрехи акустики конкретного помещения, где происходит выступление и восполнять отсутствие естественной реверберации. По идее, с этими эффектами – эквализацией сигнала и его реверберацией согласно ваших вкусов – должен работать ваш концертный звукорежиссёр, но всё же контроль лучше держать в собственных руках. Раз вам необходим эквалайзер – то куда же без надёжной обработки BOSS GE-7! Это семиполосный эквалайзер с регулировкой уровня выходного сигнала ±15 дБ (регулятор «LEVEL»). Полосы эквализации – 100, 200, 400, 800, 1 600, 3 200 и 6 400 Гц с глубиной ±15 дБ, а питание осуществляется от батареи 9 В типоразмера «Крона». Ревербератор – безусловно, TC Electronic Hall Of Fame 2 с возможностью реализации восьми режимов работы, в том числе эффекта «Shimmer». Безусловный плюс этой педали – её удивительная универсальность в пределах одного корпуса и возможность посредством технологии TonePrint подключаться к компьютеру и производить загрузку пресетов и настроек. Не забудем и про чисто механическую прочность этой обработки, без неё в суровых концертных условиях – никуда.
Вы, безусловно, хотите добиться на сцене хорошего ансамблевого звучания акустических гитар, а раз так, то вам понадобится и хороший хорус. Более того, хорус поможет и тем, кто хочет приблизить звучание обычной акустической гитары к звуку 12-струнного инструмента с корпусом типа «дредноут». Возьмите хотя бы простейший хорус Mooer Ensemble King, разработанный на основе обработки Boss CE-2 и не жалейте ни о чём. Также среди фаворитов исполнителей на акустической гитаре – модели TC Electronic Corona Mini Chorus, BOSS CH-1. Для полнейшего счастья можно приобрести еще педаль дилея, а то и лупера – однако будем полагать, что слава человека-оркестра вас не влечет, и вы в своём исполнении на акустической гитаре тяготеете к традиции.
«АКУСТИКА» – ЭТО ГРОМКО
Усилитель для акустической гитары не столь прост, как это кажется на первый взгляд: они очень часто оснащаются системами подавления обратной связи. Плюс схема таких усилителей рассчитывается с учетом всех нюансов звукоизвлечения на акустической гитаре – для получения максимально чистого звука многие из подобных устройств собраны целиком на транзисторах. Масса моделей усилителей для акустических гитар имеют встроенные эффекты хоруса и реверберации, а также вход для вокального микрофона с фантомным питанием.
Едва ли не самой доступной моделью подобного усилителя является Ibanez T15-U с полностью транзисторной схемой с выходной мощностью 15 Вт и одним динамиком диаметром 6.5" (165 мм). Усилитель имеет встроенный отключаемый аналоговый хорус с возможностью регулировки скорости эффекта регулятором «Speed», инструментальный вход (1/4"), вход для внешнего аудиосигнала (в том числе CD-проигрывателя) 2×RCA и выход на наушники (1/4"). Регулировки – Middle Shape, настраивающая среднечастотный спектр звука, Hue (баланс тембрального окраса выходного сигнала между низкими и высокими частотами) и общий уровень сигнала (Volume). Ещё один из популярнейших усилителей данного класса – Fender Acoustasonic 15. Выходная мощность составляет те же 15 Вт, а широкодиапазонный динамик диаметром 6" (152 мм) имеет дополнительный высокочастотный рупор, обеспечивающий более чистое звучание.
А двухканальный усилитель Behringer AT108 с выходной мощностью 15 Вт, разработан именно для индивидуальных занятий и репетиций, однако его можно использовать и на небольших сценах. Главная особенность AT108 – наличие моделирующей схемы VTC Virtual Tube, благодаря которой он звучит как классический ламповый усилитель. Отличное звучание обеспечивается запасом по мощности 20-ваттного широкодиапазонного динамика Bugera диаметром 8" (203 мм) с двойным коаксиальным диффузором. Но одним из лучших усилителей в данном классе является Marshall AS50D Acoustic Soloist Combo, рассчитанный на продвинутых любителей и профессионалов. Его выходная мощность – 50 Вт, и он оснащен двумя 8" (203 мм) широкополосными динамиками. С такой мощностью AS50D более чем пригоден для работы на небольшой клубной сцене, а богатство органов управления и коммутации делают его естественным продолжением акустической гитары со звукоснимателями. Имеется секция эффектов хоруса и реверберации и система подавления обратной связи (Anti-Feedback) с возможностью регулировки частоты в диапазоне 80–1 000 Гц. С таким усилителем вы точно король акустической гитары!
Всеволод Баронин