«ВООБРАЖАЕМЫЕ» РЕПЕТИЦИИ И ИХ ПОЛЬЗА
Исполнение музыки – по большей части ментальная активность. Разумеется, физическая часть имеет огромное значение, но она всегда контролируется нашим мозгом. Выступления и репетиции зачастую оказываются менее эффективными, когда исполнитель выключает свой мозг и пользуется исключительно мышечной памятью. Музыкант должен стремиться к тому, чтобы играть осознанно. Существует одна недооцененная практика, которая действительно помогает музыкантам – так называемая ментальная, или «воображаемая» практика. Мы можем играть в одиночестве, в нашей голове, не производя ни единого звука.
Вальтеру Гизекингу, одному из величайших пианистов 20 века, однажды посоветовали почаще репетировать без инструмента. В своей книге «The Shortest Way to Pianistic Perfection» он рассказывает о том, что зачастую запоминал материал, не играя его на фортепиано, а просто прочитывая и визуализируя игру в уме. Он мог выучить целый концерт для фортепиано во время одного перелета. Если даже такой музыкальный гигант как Гизекинг понимал важность ментальной практики, то и нам нужно узнать, какую пользу она приносит.
ИССЛЕДОВАНИЯ В МЕНТАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Наш разум и тела взаимосвязаны. Исследования показывают, что то, что мы делаем в своих мыслях, оказывает влияние на наше тело. Вот одно исследование 2014 года, где испытуемые разделились на две группы: запястья людей из одной группы загипсовали на четыре недели, и предложили им делать упражнения на запястья в своем воображении, по пять раз в неделю. Другой группе не дали никаких инструкций. После четырех недель, когда гипс удалили, запястья представителей первой группы были в два раза сильнее, чем тех, кому не давали инструкций.
В похожем исследовании ученые использовали три группы людей, чтобы протестировать свою гипотезу о том, что воображаемые упражнения могут сделать людей физически более сильными. Тест длился две недели. Первая группа не должна была выполнять никаких упражнений, второй было предложено делать упражнения на одну мышцу по три раза в неделю. Третьей группе выдали аудиогиды по упражнениям, которые должны были выполняться в воображении.
У первой группы, разумеется, не было никаких изменений. У тех, кто выполнял упражнения, уровень силы повысился на 28%. И, что удивительно, у тех, кто воображал упражнения – на 24%! Что не особо отличалось от результатов второй группы.
Подобные исследования проходят каждый год. Во многих случаях наш мозг не может отличить реальные физические действия от того, что мы производим на ментальном уровне. То же самое относится и к музыкальной практике. Студенты, которые думают, что у них все получится, обычно более успешны, чем те, у которых нет подобных установок.
ВОЗМОЖНОСТЬ РЕПЕТИРОВАТЬ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ В ЛЮБОМ МЕСТЕ
Далеко не всегда у вас с собой ваши инструменты (если вы, конечно, не вокалист), да и то – едва ли вам захочется распеваться в очереди в супермаркете. С помощью ментальной практики же вы можете делать это где угодно. А вот голова у вас везде с собой.
Брайан Дженкинс, преподаватель фортепиано, yourmusiclessons.com:
«Для меня как для пианиста и преподавателя это особенно важно. У нас просто нет возможности носить с собой фортепиано. У меня есть один студент. Он собирался в путешествие на пару недель, и мы знали, что у него не будет доступа к инструменту все это время. Он ответственный парень, и взял с собой партитуры, которые хотел разучить. А я посоветовал ему проигрывать в уме то, что он читает.
На нашем уроке спустя две недели я обнаружил, что он успел неплохо подготовиться. Удивительно то, что за это время без инструмента он выучил отрывок гораздо лучше, чем он это делает в обычном режиме, когда фортепиано есть под рукой. Сейчас он уже привык к подобной практике».
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Самыми бесполезными репетициями оказываются те, где мы рассосредоточены. Мы можем по кругу играть один и тот же отрывок, не отдавая себе отчета ни в ошибках, ни в прогрессе. Хорошая репетиция нуждается в осознанности, во внимании к движениям и технике. Подобного уровня концентрации довольно трудно добиться, даже если вы опытный музыкант. Практика – это тяжелая работа.
Мышечная память, которая так нужна для «легкой» игры – это способность играть, не задумываясь. Ее нужно развивать, она действительно нужна. Проблема возникает тогда, когда мы концентрируемся только на ее развитии. Это может привести к небрежному и бездушному исполнению. Мышечная память приходит естественным путем, и ее не нужно тренировать. То, что нужно тренировать – это осознанное исполнение.
Когда вы репетируете в уме, ситуации по определению требует от вас абсолютной концентрации. Вы не можете позволить своим пальцами пробежаться по клавишам или струнам без осознания ваших действий. Отсюда вывод: ментальная практика не так уж проста. Вы легко можете начать думать о чем-то другом и терять время.
С последовательной ментальной практикой вы заметите, что уровень вашей концентрации повышается, когда вы действительно физически касаетесь инструмента и начинаете играть. Вам не придется больше зависеть исключительно от мышечной памяти, и научитесь гораздо быстрее запоминать музыку.
УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК
Если все происходит у вас в голове, то к чему делать ошибки? Возможно, когда вы только начнете свои воображаемые репетиции, музыка будет слышаться не так уж отчетливо, но яркость приходит со временем. Разумеется, практика ведет к совершенству. Но так же, если вы делаете одну и ту же ошибку, вы репетируете эту ошибку и закрепляете ее. Постарайтесь сначала избавиться от нее в уме и проиграть сложный отрывок много-много раз, не прикасаясь к инструменту. Вы увидите, насколько быстрее вы справитесь с ней, наконец вернувшись к нему.
УЗНАВАНИЕ НОТ
Мы слышим музыку у голове. Любой, у кого есть любимая поп-песня, может это подтвердить. Когда Бетховен оглох, он продолжал сочинять. Многие скажут, что свои самые лучшие, оказывающие влияние работы он написал уже будучи глухим. Как Бетховен это делал? Музыка играла у него в голове.
Музыканты, привыкшие к ментальной практике, утверждают, что репетируя подобным образом, они развивают свой слух, учатся распознавать разницу между нотами.
КОНКРЕТНОСТЬ В ВООБРАЖЕНИИ
Занимаясь ментальной практикой, недостаточно думать лишь о самой музыке. Вам нужно отчетливо слышать звуки в голове. Вам нужно представлять пальцы, движущиеся по нотам или аккордам. Стоите вы или сидите? Как вы держите свой инструмент? Во что вы одеты? Вам даже нужно представить себя в определенном помещении – лучше всего работает ваша реальная репетиционная комната или сцена площадки, где вы собираетесь выступать.
ВООБРАЖЕНИЕ «НОРМАЛЬНОЙ» РЕПЕТИЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ
Это то, где многие музыканты делают ошибку. Воображаемые репетиции часто используются для концертов. Однако концерт и репетиция – это разные вещи. Едва ли на сцене вы будете прорабатывать сложные отрывки, играть их медленнее или быстрее, останавливаться на полпути и т.д. Старайтесь воображать обычную обстановку, без зрителей и сцены.
ВООБРАЖАЕМЫЙ КОНЦЕРТ
В тот момент, когда вы можете в уме сыграть песню от начала до конца, можно начинать воображать концерт. Вам нужно слышать каждую сыгранную ноту и видеть каждое свое движение. Если вы еще не можете этого сделать, значит время для концерта (даже воображаемого) еще не пришло, и нужно вернуться в свою репетиционную комнату – все так же, как и в реальности.
Не забывайте, что воображаемая практика – это такой же навык, как и все остальные. Все не будет получаться сразу, и не сразу он принесет плоды. Однако дайте себе время и посмотрите на прогресс, который должен быть заметен уже через пару недель.