ВОСЕМЬ СОВЕТОВ ЗАСТЕНЧИВЫМ ВОКАЛИСТАМ
На сцену порой выходить тяжело не только новичкам – умудренные опытом, сыгравшие тысячи концертов музыканты часто признаются в интервью, что каждый раз им приходится бороться со стеснением перед началом выступления. Существуют люди, которым это дается гораздо легче, но нет ничего необычного в том, чтобы волноваться. Если вам кажется, что это какая-то болезнь, то не отчаивайтесь – с этим можно жить и практиковать некоторые техники, благодаря которым стеснение будет приносить меньше хлопот. Стеснительным вокалистам приходится немного сложнее, потому что они получают еще больше внимания публики. И вот несколько советов специально для них:
ВНЕ СЦЕНЫ
ПОЙТЕ В ДУШЕ
Старайтесь петь в душе, в машине, на прогулке в лесу – там, где вы чувствуете себя уверенно, и где на вас никто не смотрит. Разумеется, нужно постоянно заниматься и тренировать свой голос, но в такие моменты не стоит обращать внимание на мелкие погрешности, здесь самое важное – это петь с полным набором эмоций.
НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО
Если вы еще ни разу не выступали, пробуйте свои навыки перед домашними животными, самыми близкими людьми, друзьями. Некоторые вокалисты поначалу и волнуются даже на репетициях перед товарищами по группе. Если же для вас этот рубеж пройден, посоветуйтесь со своими согруппниками: перед важным концертом устройте несколько репетиций, одна из которых будет полностью посвящена вашему исполнению – они должны будут внимательно следить за вами, и после каждой песни комментировать ваш перформанс и давать советы.
СНИМАЙТЕ СЕБЯ НА ВИДЕО
Само действие нажатие кнопки записи, если вы представите, что этим видео вам придется поделиться с миром, настроит вас на нужный лад. Поете ли вы дома (или в лесу), или на репетиции, устанавливайте камеру и снимайте раз за разом. Затем просматривайте видео и делайте заметки – что вам нравится в вашем исполнении и поведении, а что нет, и работайте над конкретными проблемами. Без возможности посмотреть на себя со стороны вы можете думать, что все просто ужасно. На деле же, когда вы сделаете себе конкретные замечания, вы поймете, что со всем этим можно справиться.
ИГРАЙТЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ, КОГДА ПОЕТЕ
Возможно, на сцене вы не берете в руки инструмент, но для того, чтобы к ней подготовиться, такая техника тоже может очень здорово помочь. Иногда переключение внимания на необходимость заниматься чем-то во время пения, - это все, что нужно, чтобы расслабиться и петь более свободно. Вот неплохой пример из шоу “Carpool Karaoke”, в котором Эд Ширан поначалу ведет себя немного зажато, и когда берет в руки гитару, полностью расслабляется.
НА СЦЕНЕ
ИЗОБРАЖАЙТЕ УВЕРЕННОСТЬ
Для того, чтобы выглядеть уверенно, вовсе необязательно чувствовать себя уверенно. За идеальными актерскими и музыкальными исполнениями очень часто скрывается паранойя и ужас перед зрителями. Старайтесь не говорить со сцены о том, что вы нервничаете – люди, возможно, и посочувствуют вам, но уже будут ожидать от вас неполноценного исполнения. Даже если вас пробирает дрожь, ее не будет видно людям, находящимся в метре от вас. Слишком упорствовать в том, чтобы отвести внимание от волнения, лезть из кожи вон и делать что-то для себя противоестественное тоже не стоит – публика уловит фальшь. Первые концерты, разумеется, нужно стараться играть на все 100%, но не забывайте, что они – это репетиция будущих концертов. Лучше всего раскачивайтесь медленно, следите за собой. И после десятка концертов будете чувствовать себя гораздо расслабленнее.
ПРИГЛАШАЙТЕ «ЧИРЛИДЕРОВ»
Для самых первых выступлений старайтесь заручиться поддержкой друзей – пусть все они обязательно приходят на концерты и стоят поближе к сцене. Объясните им, как сильно вы волнуетесь и как важно для вас чувствовать поддержку людей, которые вас любят. Если у вас завелись первые поклонники, которые не пропускают ни одного вашего телодвижения, поддерживайте с ними связь, делайте им скидки на вход, или, если возможность, вносите в списки. Это самые важные люди, когда вы только начинаете, и относиться к ним нужно особенно бережно.
НА СЦЕНЕ И ВНЕ СЦЕНЫ
ГРАМОТНО ВЫБИРАЙТЕ ОДЕЖДУ
Наверняка вы были в такой ситуации – купили какой-то предмет одежды, пошли в нем на вечеринку, и весь вечер чувствовали себя королем или королевой. Такой же принцип может помочь в подготовке и во время выступлений. Возможно, какая-то деталь одежды или целый аутфит заставляют вас чувствовать себя увереннее – какая-то шляпа, высокие каблуки, макияж, кожаные брюки и т.д. С одной стороны, многое идет изнутри, но внешние факторы точно так же информируют наше внутреннее состояние. Продумывая свой наряд для выступления, ни в коем случае не надевайте его в первый раз, уже выходя на сцену. И речь не только о том, чтобы примерить его в магазине или дома. Возьмите то, что планируете надеть, на репетицию. Поймите, как вы чувствуете себя в нем, не сковывает ли он движения.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ АЛЬТЕР-ЭГО
Развитие сценического образа – это долгий и очень важный процесс. Если вам кажется, что у выходящего на сцену в грязных кедах и играющего, уставившись в пол, вашего любимого музыканта нет сценического образа, вы ошибаетесь. Образ или альтер-эго – это не маска и не вранье. Это то, что усиливает ваше присутствие, сгущает краски, подчеркивает музыкальную индивидуальность. Натренированный музыкант знает, как переключиться перед выходом на сцену – начинающему же нужно учиться этому. Какими бы вы ни были стеснительными, хорошо продуманный сценический образ всегда придет на помощь и сделает часть работы за вас!