VOX AC30: САМЫЙ ВАЖНЫЙ КОМБОУСИЛИТЕЛЬ
Техническая сторона рок-музыки, точнее – каждого из компонентов комплекса музыкальных инструментов и оборудования – может быть описана дотошным математиком-любителем как набор графиков развития и изменения свойств таких компонентов в зависимости от времени. Однако в этих графиках найдётся место и почти прямым линиям – есть же среди оборудования и практически вечные по сравнению с возрастом собственно рок-н-ролла технические ценности! И одна из таких ценностей, знакомая хотя бы понаслышке каждому, кто хотя бы раз брал в руки электрогитару – гитарный комбоусилитель Vox AC30, мировая слава к которому пришла ещё с успехом группы The Beatles. Но, по большому счёту, без этого усилителя не было бы английской рок-музыки как таковой – и, как ни парадоксально, наоборот.
Список музыкантов и групп, использовавших Vox AC30, вызывает понятное уважение – в нём есть все великие имена британской рок-сцены, от The Beatles, The Rolling Stones и The Who до U2 и Radiohead, а также величайший ирландский рок-гитарист Рори Галлахер (Rory Gallagher, 1948–1995). Невозможно не упомянуть тех гитаристов, кто применяет в своём сценическом сете стену из этих усилителей – это лидер Queen Брайан Мэй (Brian May) и предводитель The Jam Пол Уэллер (Paul Weller). Однако всего-то вторая разработка инженера и гитариста Дика Денни (Dick Denney) появилась не на пустом месте и не по его инициативе, и даже не с подачи руководства компании JMI / Jennings Musical Industries. О создании 30-ваттного усилителя попросил лидер группы The Shadows Хэнк Марвин (Hank Marvin) – тогда коллектив являлся аккомпаниаторами британской поп-звезды №1 на тот момент, то есть будущего сэра Клиффа Ричарда (Cliff Richard), и Хэнку просто был нужен усилитель, позволяющий слышать свою гитару на фоне неистовых воплей поклонников. Сценический мониторинг ещё не был изобретён, а мощности Vox AC1/15 (будущий AC15) на это банально не хватало… Сказано – сделано: в конце лета 1959 года музыкантское сообщество получило первую модель Vox AC30 с одним 12" динамиком бренда Goodmans мощностью 60 Вт и дизайном корпуса в духе комбоусилителей Fender первой половины 50-х годов.
Однако в канун нового 1960 года разработчики представили двухканальную модель AC30/4 с двумя независимыми аудиовходами (отсюда цифра «4» в названии – два канала плюс два входа), но единым регулятором тона и пока ещё также с одним 12" динамиком. Совсем немного времени понадбилось, чтобы удвоить число таких динамиков – сперва это были Goodmans Audiom 60 (2×15 Вт), а затем Celestion G12 Alnico с арматурой серебристого цвета. Новая разработка 1960 года получила имя AC30 Twin и, казалось, решила проблему подзвучивания гитар и озвучки сцены в больших залах. Тогда же окончательно сформировался знакомый всем внешний вид AC30 – покрытие корпуса из синтетической кожи «рексин» тёмно-серого, почти чёрного цвета (самые ранние усилители имели белую отделку тем же материалом), диагональная латунная (якобы позолоченная) решётка и красно-коричневая с блеском ткань, закрывающая динамики. AC30 Twin стал воистину «сдвоенным» усилителем: его выходной каскад – фактическое удвоение такового от модели AC15.
Но одной увеличенной мощности оказалось мало, и годом позже на AC30, сперва только как заводскую модификацию, начали устанавливать дополнительный контур усиления “Top Boost” (одна лампа предусиления и двухполосный, НЧ/ВЧ-эквалайзер с регулировками на задней панели усилителя), позже именуемый также “Brilliance” – это же название среди пользователей получили усилители, оснащаемые данным контуром непосредственно при серийном изготовлении. Они же именовались AC30TB, хотя на самом деле их фабричным обозначением было AC30/6. Однако AC30/6 был впервые представлен в 1961 году как трёхканальный усилитель с двумя входами на канал (6 в обозначении – это 3×2), являющийся весьма экономичным техническим решением для рок-коллективов тех лет. Другое дело, что под этим же обозначением в 1964 году начал выпускаться значительно более совершенный компонент с заводской установкой контура “Top Boost” и выводом НЧ и ВЧ-регулировок эквалайзера уже на верхнюю панель и тремя каналами – Normal, Brilliance (как раз с подключением контура “Top Boost”) и Vibravox с эффектом вибрато, переключаемым с изначально установленного на AC30 эффекта тремоло. Именно такой AC30/6 считается самой лучшей винтажной моделью данного усилителя – в нём имеются все эффекты, необходимые группам первой волны «британского вторжения» и точно так же потрясающе звучащие и в наши дни. Даже такие будущие виртуозы в нелёгком спектре музыки, как Джефф Бек (Jeff Beck) и Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) использовали AC30 – Джефф работал с этим усилителем в группе The Yardbirds, а звук первых трёх альбомов Deep Purple (1968–1969) – это комбинация гитары Gibson ES-335 и умеренного перегруза AC30.
Нужно отметить, что усилители AC30 выпускались как с открытой, так и закрытой задней стенкой – однако «коробка» даёт звучание с несколько непропорциональным усилением в низкочастотном диапазоне, лишая усилитель фирменной звонкости и «летучести» звука. Даже при том, что подобное усиление использовали в 1962–1964 годах музыканты The Beatles, такая конструкция (и результат её применения) – это отступление от правильного звучания Vox
В 1964 году компания JMI продала лицензию на продажу Vox в Америке – и для уже легендарного комбоусилителя наступили худшие времена: продажа под его именем транзисторных моделей производства США, смена имени бренда на Vox Sound Ltd. (1969) и перенос генеральной линии развития линейки на транзисторные усилители. Последнее дельное обновление Vox AC30 той эпохи – это введение в 1970 году в его схему ревербератора и замена ручной пайки на печатный монтаж. Однако качество усилителя глобально не улучшилось, а бизнес-передряги 70-х (уход марки к производителям CBS-Arbiter, а затем – Rose Morris), казалось, вообще добили легенду. И, тем не менее, серия 1991 года Vox AC30 Vintage и последующий переход марки под крыло могущественного бренда KORG позволили запустить в серийное производство моделей AC30TB и AC30TBX с наличием контура “Top Boost”, но без ревербератора – и масса профессионалов считали их лучшими подобными моделями выпуска после 1968 года.
Все звёзды окончательно сошлись для Vox AC30 летом 2004 года, когда на выставке NAMM был представлен Vox AC30CC / Custom Classic, ставший родоначальником серии AC30 Custom, являющей на сегодняшний день гибрид классического британского рок-звучания 60-х и современных технологий. При сохранении в конструкции пружинного ревербератора и эффекта тремоло (ныне отключаемых посредством ножного переключателя), а также традиционного контура “Top Boost”, модели Vox AC30C2 и AC30C2X имеют нормально функционирующую современную петлю эффектов. И это – при сохранении традиционного для ранних моделей жёсткого монтажа ламп всех контуров, Г-образного шасси и подобной, казалось бы, технической архаики. Легенда жива!
Всеволод Баронин