ЗВУКОЗАПИСЬ – ЭТО ПРОСТО. КЛАВИШНЫЕ, ВОКАЛ, СВЕДЕНИЕ.
Советы по студийной работе над партиями ритм-секции и гитар – это ещё не всё. При записи партий клавишных инструментов и вокала подводных камней не меньше, а уж сведение и мастеринг записи – это вообще фактически отдельный раздел аудиотехнологии и искусства, оттого и отдаваемый зачастую специалистам с опытом. Тем не менее, рекомендации по всем только что названным направлениям молодому практикующему музыканты жизненно необходимы.
Нужно признать, что запись клавишных инструментов, несмотря на всю кажущуюся сложность этого процесса и соответствующую мифологию вокруг него в современных компьютеризованных студиях и даже вне их, в домашних условиях, вызывает наименьшее число вопросов. При этом, если ваш коллектив не ориентирован на преобладающее клавишное звучание, а вы или ваши коллеги точно не метите в кудесники клавишного искусства, то вам стоит работать при записи фонограммы с виртуальными клавишными инструментами (VST-инструментами). Связка «MIDI-контроллер – виртуальный инструмент» в наши дни является простейшим и лучшим решением для записи простых партий клавишных в силу следующих обстоятельств: экономия средств на покупку или аренду собственно серьёзного инструмента, программная обработка до хорошего уровня даже невыдающейся записи, плюс возможность менять строй инструмента в любом месте отдельной партии даже на стадии сведения.
Другое дело, если вы хотите сыграть партии на настоящем клавишном инструменте, имеющем стереофонические аналоговые выходы – в этом случае рекомендуется запись через стереофонический DI-бокс, в данном случае отсекающий типичный для подобных инструментов высокий уровень выходного сигнала. Если в вашем DI-интерфейсе имеется подобный стереовход, то отдельный DI-бокс, естественно, не нужен. Главное, о чём нужно помнить при современной записи клавишных – как бы вы их не записывали, обязательно сохраняйте записанной и MIDI-дорожку, если только вы не пользуетесь совсем уж антикварными инструментами, производившимися еще до внедрения стандарта MIDI. На стадии редактирования и сведения это поможет избежать всех вообразимых трудностей, а также поможет с финальной доаражировкой материала в случае возникновения неких новых идей по клавишному звучанию. Эта MIDI-дорожка для клавишных – то же самое, что чистая запись гитары для последующей обработки её реампингом и может быть проиграна и отредактирована в любой студии. Удобство и гибкость такого подхода понятны. И ещё одно замечание: не увлекайтесь широчайшими возможностями клавишной техники и всегда помните о том, что партии клавишных не стоит перегружать всяческими эффектами и обработками, мало что забивающими суть самой музыки, но и могущими в результате сведения не согласовываться с финальными партиями вокала и прочих инструментов. Если вы не великий звукорежиссёр, то эти партии лучше дообрабатывать именно в процессе сведения.
Запись вокала – самый психологически сложный момент записи музыкального произведения, однако мы не будем останавливаться на психологических аспектах этого процесса. Для нас важна техническая сторона процесса, а её качество сводится к двум постулатам: хорошее помещение для записи и хороший конденсаторный микрофон, подразумевающий соответствующий тракт записи. Современные технологии Virtual Microphone System (VMS) позволяют записываться и с динамическими микрофонами, но это пока некоторая экзотика, к тому же финансово неоправданная. Есть и гораздо более дешёвое решение – микрофон Shure SM58-X2U. Это всем известный микрофон, дополненный USB-аудиоинтерфейсом X2U с частотой сэмплирования 16 бит / 48 КГц, эмулирующим сигнал с конденсаторного микрофона и предназначенный, естественно, для прямой цифровой записи. Еще лучше работают при записи готовые решения брендов Focusrite и Steinberg с USB-питанием – Focusrite Scarlett Solo Studio 2nd Gen, Focusrite Scarlett Studio 2nd Gen и Steinberg UR22 MkII Recording Pack. В комплекты Focusrite входят соответственно внешние аудиоинтерфейсы Scarlett Solo 2nd Gen и Scarlett 2i2 2nd Gen с одним и двумя микрофонными каналами, а также конденсаторный микрофон, наушники микрофонный кабель и приличный комплект программного обеспечения для записи. Аналогичный набор предлагает и Steinberg – двухканальный аудиоинтерфейс UR22 MkII, конденсаторный микрофон ST-M01, наушники ST-H01, и комплект ПО (Cubase AI, WaveLab LE и Cubasis LE). Однако необходимо помнить, что в случае создания серьёзной, «альбомной» записи вопрос выбора студийного микрофона для вокалиста является одной из важнейших составляющих студийной работы – и недаром ведущие профессиональные студии предлагают своим клиентам серьезный микрофонный парк. Абсолютно то же самое относится к выбору индивидуальных мониторных наушников для вокалиста, так что готовое решение «из коробки» скорее пригодно для рабочих записей, демо и того, что сейчас называют «звуковыми проектами».
Подготовка помещения в случае его сомнительности для записи вокала должна осуществляться акустическими панелями, устанавливаемыми на микрофонную стойку – это гораздо проще, нежели искать студию с хорошей акустикой или вокальной кабиной. Нельзя забывать о поп-фильтре перед вокальным микрофоном и, что немаловажно, подвесе микрофона в амортизаторе. И чисто психологический момент – при записи вокала не следует пускать в мониторную линию певца сигнал, значительно обогащенный эффектами, поскольку у ряда вокалистов при этом создаётся впечатление, что они поют лучше, чем есть на самом деле. Будьте суровыми реалистами, хотя компрессор в линии вокальной обработки еще никому не помешал в силу понятного и не самого совершенного устройства человеческого голосового аппарата.
Такого же реализма необходимо придерживаться и при сведении записи. Конечно, лучше поручить её опытному специалисту, но если такого нет – можно взяться за дело и самому, только необходимо дотошное понимание желаемого результата. Прежде всего, нужно представлять себе частотный коридор всех сводимых инструментов и вокала и вести дело к тому, чтобы они не пересекались и не забивали друг друга, но при этом не злоупотреблять эквализацией и компрессированием сигнала – помимо прочего, это может создать проблемы при мастеринге записи. Не экспериментируйте с панорамированием сводимых партий и не впадайте в крайности – не сваливайте всё в кучу по центру звуковой панорамы и не впадайте в грех жёсткого панорамирования (скажем, гитара – строго слева, клавишные – строго справа): сейчас не 1970 год, чтобы такое решение считалось художественным изыском, даже если вы играете ретро-рок. Пространственно разделяйте партии ритм- и соло-гитары, особенно в инструментальных проигрышах. Не забывайте о том, что при сведении в идеале должно добавляться не так уж много эффектов, но менять звук категорически нельзя – в противном случае вы пойдёте со сведением на второй и какой там еще круг. Конечно, идеально сведение по заветам великого саунд-продюсера Боба Эзрина (Bob Ezrin), когда все партии заранее записываются со всеми финальными эффектами, но до такого уровня нам всем еще идти и идти. Говоря кратно, не занимайтесь ненужным экспериментированием – в таком случае процесс сведения может затянуться навечно.
Всегда старайтесь сводить запись на максимально качественных студийных мониторах и избегайте сведения в наушниках – его результат потом порадует разве что вас лично, причём также в наушниках. При этом после сведения фонограммы проверьте её на совершенно «народных» мониторах ближнего поля – нужно, чтобы ваша запись звучала хорошо не только на дорогой аппаратуре, но и на любой другой.
Мастеринг же вносит финальный коммерческий штрих в звучание вашего материала и это, определённо, та часть работы, которую необходимо отдавать сторонним специалистам. Нужно только понимать, для чего предназначена ваша запись – для оформления в виде демо или альбома на физическом носителе, проигрывании в Интернете и скачке оттуда или воспроизведении по радио и ТВ-каналам: для этого нужны принципиально разные подходы к мастерингу. Остаётся только надеяться, что вы записали действительно достойный материал, и во всех случаях он будет звучать так, как это задумывалось вами первоначально.