LES PAUL— ЧЕЛОВЕК И ГИТАРА

LES PAUL— ЧЕЛОВЕК И ГИТАРА

Электрогитара Gibson Les Paul превратилась в один из важнейших символов рок-музыки в широком смысле слова ещё в конце 1960-х гг. А сейчас, в год, когда этому инструменту исполняется 70 лет, она олицетворяет не просто «классический рок», но и тот мощный и тёплый звук, который в любом субстиле популярной музыки лишним не будет. Но за всеми великими материальными изобретениями стоят конкретные люди, и в случае с гитарой Les Paul имя её создателя — это имя гитары: Лес Пол (1915–2009). Лес — не просто разработчик одного из самых популярных электрических музыкальных инструментов всех времён и народов, но и интереснейший человек и музыкант, чей вклад в популярную музыкальную культуру XX века лучше всего описывается названием его дебютного долгоиграющего альбома 1955 г. — “The New Sound” («Новый звук»). Воистину, гитара Gibson Les Paul — это продолжение личности Леса Пола и вечный памятник ему.

Юный Лестер Полсфус (Lester Polsfuss) мог бы войти в историю музыки не тем мощным персонажем, которым он оказался, а мелким изобретателем: ещё в юном возрасте он придумал и запатентовал весьма полезное приспособление, знакомое фактически каждому современному музыканту. А именно — ту самую подставку для губной гармоники, которую использовали (и используют до сих пор) все без исключения американские исполнители фолк-музыки, и которая была популяризована в мировом масштабе в первой половине 1960-х гг. Бобом Диланом (Bob Dylan). Губная гармоника и фортепиано были первыми инструментами Лестера, гитару он освоил несколько позже — однако его фактически профессиональная карьера началась очень рано: уже в 13-летнем возрасте он начал выступать под сценическими псевдонимами «Раскалённый докрасна» (Red Hot Red) и «Красный ревень» (Rhubarb Red). Рок-н-ролл? Почти… К 19 годам Лестер — в меру популярный исполнитель хиллбилли Красный ревень, «человек-оркестр» (вокал + гармоника + гитара), но это лишь его профессиональная деятельность на выездных концертах и радиостанциях Чикаго. Вечерами он играет джаз уже под именем Леса Пола и желает заново освоить фортепиано, но общение с пианистом Артом Татумом (Art Tatum) окончательно уверяют его в том, что гитара — это инструмент с не худшими и такими же широкими возможностями. Возможно, что не простая гитара, а такая, которую ещё предстоит создать…

В те же 1930-е Лестеру как-то довелось играть на некой барбекью-пати, и по окончании своего выступления он получил записку из публики: «Сэр, мне очень понравилась ваша манера пения и игры на гармонике, но я совершенно не слышал гитару!» «Не слышал гитару» в те годы не только безвестный автор записки, но и многие другие: хотя гитара как солирующий инструмент начала вводиться в джаз-оркестры как солирующий инструмент ещё в самом конце 1920-х, однако гитариста (да, ещё с акустической гитарой) можно было расслышать разве что около сцены и то во время его сольной игры. Юный Лестер старался, как мог: он прикреплял иглу от граммофона к корпусу своей гитары модели Sears Roeback и подключал её к динамику от радиоприемника. Помимо таких опытов с элементарным усилением, Лестер уже тогда думал про обработку звука гитары, используя чисто физический сустейнер, изготовленный им из куска железнодорожного рельса длиной в 0.6 м. Но идея о создании гитары со сплошным корпусом, который музыкант рассматривал также как в первую очередь сустейнер, и эвукоснимателями, сложилась у Леса Пола только после его демобилизации в 1945 г. Ведь в 1943–1945 гг. Лес служил в Радиосети Вооружённых сил США (Armed Forces Radio Network), где успел поработать с рядом не последних джазовых и поп-музыкантов той эпохи, и поиграть на массе гитар разных моделей, уже оснащённых звукоснимателями.

Идея создания гитары со сплошным корпусом овладела умом Леса (и, заметим, не у него одного) не на пустом месте: исполнителям был необходим инструмент, не склонный к обратной связи (фидбэку) по воздушному тракту. Плюс энергия перемещения струн должна была уходить не в акустически звучащий корпус, а тратиться на раскачку магнитного поля в существовавших звукоснимателях, да и хороший сустейн такая конструкция обеспечивала. Лес понимал это лучше многих — ещё с 1945 г. он экспериментировал с многоканальной звукозаписью и ещё довольно экзотической тогда реверберацией, которым в сумме он придумал гордое название «Новый звук» (как раз “New Sound” — это ещё и имя его собственной студии, введенной в эксплуатацию в 1948 г.), а там особо чистое и качественное звучание было необходимо. Плюс и время освободилось — в январе 1948 г. Лес вместе со своей супругой, певицей Мэри Форд (Mary Ford) попал в автокатастрофу, и его правая рука оказалась выведена из строя на полтора года. Было время поразмыслить над конструкцией нового инструмента, да и бизнес-времена настали подходящие: хотя Лес предлагал инструмент со сплошным корпусом фирме Gibson Guitar Corporation и в 1941, и в 1945 гг., производители не проявляли интереса к подобной гитаре до тех пор, пока информация от конкурента Fender не подтвердила: цельнокорпусной гитаре — быть! Серьёзная работа над гитарой, превратившейся в модель Gibson Les Paul Goldtop 1952 началась только в 1951 г.

Однако до сих пор не очень понятно, насколько велик вклад собственно Леса в конструкцию Gibson Les Paul — создаётся впечатление, что и сейчас мы имеем дело с коммерческой тайной. Никем не отрицается, что разработка гитары шла под руководством владельца Gibson Теда МакКарти (Ted McCarthy), но вот дальше информация разнится: представители компании до сих пор утверждают, что на совести Леса — только подбор сортов древесины и отказ от трапециевидного бриджа, реализованный уже в модели Les Paul Goldtop 1953. Сам Лес и его биографы всегда рассказывали, что Лес также отвечал за всю конструкцию гитары и её цветовой дизайн, не говоря уж об общей идеологии инструмента. Как бы то ни было, уже первые две модели Gibson Les Paul давали мощный и тёплый звук за счёт большой массы сплошного корпуса из красного дерева с накладкой из клёна, вклеенного грифа и двух звукоснмателей-синглов P90 — по сравнению с новейшей продукцией конкурентов Fender (модели Esquire и Broadcaster / Telecaster) они звучали по-корневому, а не по-городскому. Впрочем, сам Лес тогда точно не думал о том, на каких гитарах его последователям будет удобнее исполнять блюз и ортодоксальный хард-рок… Гитара была спроектирована им и его коллегами явно под себя как популярного сольного артиста, и полностью отражала его воззрения как исполнителя и лирического композитора.

Появление на рынке Gibson Les Paul сверхудачно совпало с первой волной американского рок-н-ролла, и гитара зажила самостоятельной жизнью. В 1954 г. была представлена очередная субмодель Les Paul Goldtop с большей глубиной вклейки грифа, плюс Les Paul Custom (она же «Чёрная красавица» — “Black Beauty”) с накладкой грифа из чёрного дерева и более громким звукоснимателем Alnico V у грифа. Плюс, конечно, позолоченная фурнитура и корпуса звукоснимателей, а также квадратные вставки на грифе. В последующие годы на Les Paul Custom также устанавливались звукосниматели-хамбакеры, сейчас же стандартная комплектация этого инструмента — звукосниматели, подобные 490R/498T конца 1980-х гг. Тогда же пошла в серию и бюджетная гитара Les Paul Junior с плоским корпусом расцветки санбёрст и одним звукоснимателем P90. В 1956 г. за ней последовала также бюджетная Les Paul Special с двумя такими же звукоснимателями и корпусом расцветки «телевизионный жёлтый». Но главные перемены были впереди — в 1957 г. гитара Les Paul Goldtop получила взамен P90 два звукоснимателя-хамбакера разработки 1955 г. инженера компании Сета Лавера (Seth Lover), а в 1958 г. публике был явлена модель Les Paul Custom с тремя подобными звукоснимателями (отличавшаяся, естественно, громким и мощным звучанием), а также обновлённым колковым механизмом. Тогда же серийные Les Paul Goldtop начали выпускаться в расцветке санбёрст и получили имя Les Paul Sunburst либо Les Paul Standard. Однако таких гитар было выпущено менее чем за три года всего около 1 700 штук — похоже, время этого дизайна ещё не наступило, да и рок-н-ролл за океаном перестал считаться модной музыкой. Спрос почти иссяк, и гитары Les Paul оказались сняты с производства.

Возрождение гитар Gibson Les Paul, как и собственно рок-н-ролла, началось за океаном, в Великобритании: в 1964 г. гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс (Keith Richards) приобрел Les Paul Sunburst 1959, а затем и Эрик Клэптон (Eric Clapton) записал на Gibson Les Paul все свои партии на стилеобразующем альбоме группы The Bluesbreakers “The Bluesbreakers featuring Eric Clapton” (1966). К 1968 г. все самые влиятельные английские рок-гитаристы, в том числе Питер Грин (Peter Green, 1946–2020 — Fleetwood Mac), Джефф Бек (Jeff Beck Group) и Джимми Пейдж (Jimmy Page — Led Zeppelin) играли именно на Gibson Les Paul. Производителю ничего не оставалось, как возобновить производство самой популярной на тот момент электрогитары — и с 1968 г. Les Paul всегда в строю. За океаном возрождению интереса к Les Paul поспособствовала группа Grateful Dead и, финально, в 1970-е гг. — Kiss: гитарист раскрашенных нью-йоркских монстров рока Эйс Фрили (Paul “Ace” Frehley) немало поспособствовал повторному введению в рок-обиход Les Paul Custom с тремя звукоснимателями-хамбакерами.

Современная модель гитары Gibson Les Paul Standard 50s доступна в расцветках голдтоп (как и её далёкая прародительницы) и табачный санбёрст, а Gibson Les Paul Standard 50s Heritage — в расцветке вишнёвый санбёрст. Это чистая классика: 22-ладовый гриф из красного дерева с палисандровой накладкой и длиной мензуры 24¾" (629 мм), корпус из красного дерева и клёна, звукосниматели-хамбакеры Burstbucker фиксированный бридж ABR-1 Tune-O-Matic и кейс в комплекте. Также доступны гитары Les Paul производства компании Epiphone — Epiphone Les Paul Standard 50s Heritage в расцветке вишнёвый санбёрст и Epiphone Les Paul Standard 50s в расцветке винтажный санбёрст. Конструкция и комплектация аналогична вышеназванным моделям Gibson, но накладка грифа выполнена из индийского лавра плюс на гитаре установлены звукосниматели ProBucker. Эти гитары — отличный способ приобщиться к классическому звуку Les Paul и воздать честь их идеологу и создателю, лично Лесу Полу.

Предыдущая Следующая