САМЫЙ ПЕРВЫЙ ФУЗЗ

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ФУЗЗ

Как только музыканты получили в своё пользование электрогитары и, соответственно, комбоусилители, у них возобладал естественный интерес – что будет, если покрутить ручки усилителя? Как изменится при этом звук электрогитары и что станет с его выразительностью? Результатом кручения регуляторов комбоусилителей и иных, гораздо менее человечных экспериментов с этой простой аппаратурой, стал бум первых гитарных обработок типа фузз, сотрясший музицирующую часть человечества ещё в 60-е годы. А где винтажный фузз – там и обработки Maestro FZ-1 и FZ-1A, чья популярность вновь поднялась до небес после обращения ретро-рока во вполне себе модную музыку.

Понятно, что больше всего гитаристов с наступлением эры блюза и рок-н-ролла занимал эффект перегруза усилителя: экспрессия инструментальной партии должна усилиться, ну и раз мы зверскую музыку играем – пусть она будет ещё более зверской! Несмотря на понятный разнобой в фактологии, сейчас признаётся, что первый пример использования перегруза гитарного сигнала представлен в пьесах группы блюзмена Хаулин' Вульфа (Howlin’ Wolf, 1910–1976) вроде “How Many More Years” (1951), при записи которых гитарист Вилли Ли Джонсон (Willie Lee Johnson, 1923–1995) просто выставлял на максимум регулятор громкости своего далеко не первоклассного усилителя. Результатом было звучание, среднее между заглушенной трубой и саксофоном в дурной тональности – но ввиду его новизны оно моментально стало модным, во всяком случае среди музыкантов.

Первый в мире условно рок-н-ролльный хит “Rocket 88” (апрель 1951) фиктивного состава Jackie Brenston and His Delta Cats, также отличался подобным гитарным звуком: согласно легенде, гитарист Вилли Кицарт (Willie Kizart) уронил свой усилитель с машины и в нём расшатались лампы. Другая версия – Вилли проткнул карандашом мембрану динамика усилителя и получил просто нечеловеческое по тем временам звучание. Методика оказалась живуча: культовый американский гитарист Линк Рэй (Link Wray, 1929–2005) при записи своего инструментального хита “Rumble” (1958) так же сурово обошёлся с динамиками усилителя Fender. Утверждается, что условный перегруз в основном хите британцев Kinks “You Really Got Me” (1962) был достигнут аналогичным образом… Окончательно же перегруз гитары – точнее, бас-гитары – получил право на существование в мэйнстриме после того, как пьеса кантри-исполнителя Марти Роббинса (Marty Robbins, 1925–1982) “Don’t Worry” (1961) попала на вершину американских чартс. Во время её записи произошёл разрыв в первичной обмотке выходного трансформатора канала пульта, через который записывался шестиструнная бас-гитара Danelectro Грэди Мартина (Grady Martin). Звукорежиссёр Гленн Снодди (Glenn Snoddy, 1922–2018) мигом оценил коммерческую привлекательность такого звучания, и в пьесе появилось басовое соло с этим эффектом; такими же было вступление к пьесе и её окончание. Гленн вытащил дефектный трансформатор из пульта и собрал на его основе первый в мире фузз, и записанная с его применением пьеса Грэди и его группы Slew Foot Five под названием, естественно, “The Fuzz” спустя месяц повторила коммерческий успех “Don’t Worry”.

Вскоре Гленн взялся за разработку уже транзисторной обработки с тем же эффектом преобразования синусоидального звукового сигнала в прямоугольный; помогал ему в этом инженер телерадиокомпании WSM Ревис Хоббс (Revis Hobbs). Результатом стала педальная обработка на трёх германиевых транзисторах и ножным выключателем и регулировками “Volume” и “Attack”. Изделие было продемонстрировано президенту фирмы Gibson Guitars Морису Берлину (Maurice H. Berlin), и оно было запущено в 1962 году в серийное производство под названием Maestro Fuzz-Tone FZ-1 с розничной ценой $40 (сейчас это примерно $340). Помимо изготовления отдельной обработкой, данный фузз-блок встраивался в бас-гитары Gibson EB-0F и EB-SF 1250 и Epiphone Newport EB-SF (“F” в обозначении – это фузз). В том же году была выпущена демонстрационная 7" пластинка с записью эффекта фузза уже для гитаристов – но дело в том, что фузз никто не хотел покупать! Возможно, подвело рекламное описание: «ваша гитара будет звучать как труба, тромбон или туба». Кто это мог представить себе 57 лет тому назад? Первая поставка из 5 000 изделий так и осела на складах дистрибьюторов бренда и утверждается, что в 1963 году было дополнительно поставлено три (!) штуки FZ-1, а годом позже – вообще ни одного.

Так бы и остался фузз звуковой диковиной ушедшей эпохи, если бы не гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс (Keith Richards), решивший в 1965 использовать FZ-1 по прямому назначению, то есть для имитации звучания духовой секции. Имитация вышла так себе, зато теперь на свете нет человека, который не знал бы песни «роллингов» “(I Can’t Get No) Satisfaction” – кстати, это был первый и предпоследний случай работы главного пирата рок-н-ролла с гитарными обработками. Интересно, что не менее самих музыкантов звучание фузза удивило, и не в положительном смысле, менеджмент группы. Но на дворе стояло лето 1965 года, и все звуки британского рок-н-ролла за океаном обладали знаком качества. Почти сразу же новинку использовали и The Beatles – в пьесе “Think For Yourself” (1965) партия бас-гитары в исполнении Джорджа Харрисона (George Harrison, 1943–2001) записана с фузом.

В результате, помимо товара у дистрибьюторов, Gibson оперативно продали до конца года еще около 40 000 обработок, и уже в декабре представили модель FZ-1A с питанием от одной батареи типоразмера AA, а не от двух. Затем последовала модель FZ-1B на двух транзисторах и с 9-вольтовым питанием – она отличалась менее грубым звучанием. А в 70-е ветвь развития легендарной обработки завершилась моделью FZ-1S Super-Fuzz. Конечно, не отставали и коллеги-конкуренты, и просто имитаторы – под именами Macaris Tone Bender, Burns Buzz-Around, Mosrite FUZZrite и WEM Rush скрывается всё тот же FZ-1, да и куда более популярные Fuzz Face и Electro-Harmonix Big Muff наследуют ему напрямую. Да и оригиналы FZ-1 за не самые великие деньги доступны на вторичном рынке – определённо, этот первородный звук достоин близкого знакомства.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая