10 ЛУЧШИХ ПЕСЕН ЛЕОНАРДА КОЭНА ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ ROLLING STONE

10 ЛУЧШИХ ПЕСЕН ЛЕОНАРДА КОЭНА ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ ROLLING STONE

В этом году 21 сентября Леонарду Коэну исполнилось бы 85 лет. Его глубокий баритон и сложные тексты о религии, одиночестве, сексуальности и непростых отношениях между людьми по сей день завораживают совершенно разных людей по всему свету – от меломанов-подростков, которые, казалось бы, едва ли могут увидеть себя в песнях Коэна, до умудренных опытом взрослых людей. Сегодня мы вспомним 10 песен музыканта, которые выбрали читатели журнала Rolling Stone.

I’M YOUR MAN
https://www.youtube.com/watch?v=vRMWW1KJD5E

В 1988 году не так уж много людей интересовалось Леонардом Коэном. До мистического воскрешения “Hallelujah” все еще оставалось несколько лет, и для многих он был лишь стареющим фолк-певцом из 60-х, которому, казалось бы, предстояло играть в маленьких барах до конца жизни. Но он выпустил “I’m Your Man”, фантастический альбом, полный синтипоп-песен обо всем на свете – от неонацистов и искусства написания песен до некой “jazz police”, что бы это ни значило. Заглавный трек – песня о чистой похоти: “And if you want a doctor/I’ll examine every inch of you” (“И если тебе нужен доктор, я осмотрю каждый дюйм твоего тела”) – поет Коэн. Пусть кто-то считал его стареющим фолк-певцом, но женщины сходили с ума от этой песни во время концертов.

ANTHEM
https://www.youtube.com/watch?v=mDTph7mer3I

За свою карьеру Леонард Коэн написал невероятное количество строк, которые можно бесконечно цитировать, но мало что сравнится с легендарными “There is a crack in everything/That’s how the light get in” (“Во всем есть трещины/Именно так свет попадает внутрь”). Это заглавные строчки песни “Anthem”, одного из выдающихся треков с его альбома “The Future” 1992 года. На протяжении многих лет эта песня утешала людей в трудные времена. Журналист и блоггер Эндрю Салливан писал: «Эти строки всегда оставались со мной. Они заставляли меня двигаться вперед в самые ужасные моменты, когда я не видел никакого выхода».

TOWER OF SONG
https://www.youtube.com/watch?v=oiAuXRK3Ogk

Многие люди были удивлены, когда Леонард Коэн был введен в Зал славы рок-н-ролла в 2008 году, включая самого Коэна. «Мне напомнили о пророческом утверждении Джона Ландау в начале 1970-х годов, - сказал он, - там говорилось: « Я видел будущее рок-н-ролла, и это не Леонард Коэн». На церемонии он прочел строки из своей старой песни “Tower of Song” – публика сначала посмеивалась, но затем медленно поняла, что Коэн таким образом говорит о своем нелегком деле жизни, и затихла.

DANCE ME TO THE END OF LOVE
https://www.youtube.com/watch?v=NGorjBVag0I

В мае 1988 года Коэн решил отодвинуть “Heart With No Companion”, песню, с которой он обычно начинал концерты, на конец шоу. А ее место заняла “Dance Me To The End Of Love”. Наверняка, он думал, что это блестящая идея, потому что, насколько нам известно, с нее начиналось каждое из примерно четырех сотен шоу, которые он дал после этого. В 1984 году песня была написана на крошечном синтезаторе, который Коэн купил в туристическом магазине на Таймс Сквер. Сильви Симмонс, автор книги “I'm Your Man: The Life of Leonard Cohen” писала: “У синтезатора даже не было выходного гнезда. Но Коэн настоял на том, чтобы его коллеги нашли способ использовать его в студии. Результатом стала песня, будоражащая множество поклонников певца, и предвещающая магическое музыкальное путешествие”.

SO LONG, MARIANNE
https://www.youtube.com/watch?v=cZI6EdnvH-8

Еще задолго до того, как Леонард Коэн начал выпускать свою музыку, он встречался с Марианн Илен, красавицей из Норвегии, которая была его музой. Когда они познакомились, она была замужем за писателем Акселем Йенсеном, и позднее родила от него ребенка, но даже семья не могла препятствовать встречам с Коэном – настолько уж сильным было притяжение между ними. Она вдохновила Коэна на множество страстных песен, среди которых была “So Long, Marianne”.

BIRD ON A WIRE
https://www.youtube.com/watch?v=BmPUu-rMpWA

У Коэна была депрессия в то время, когда он жил на острове Гидра в Греции. В один из вечером он заметил птицу, сидящую на телефонном проводе, и начал писать стихотворение, сравнивая себя с одинокой птицей. Результатом стала песня, которой он был по-настоящему доволен. Во время записи альбома “Songs From A Room” 1968 года в Нэшвилле было сыграно огромное количество дублей, и в один момент Коэн так расстроился, что отослал большинство музыкантов по домам. За несколько дней до финальной сессии он просто подошел к микрофону и неожиданно нашел совершенно новый подход к работе. “Bird On A Wire” стала одной из его самых любимых песен, и одним из важнейших моментов на его концертах.

EVERYBODY KNOWS
https://www.youtube.com/watch?v=Lin-a2lTelg

“Everybody Knows” – наверно, самая пессимистичная песня из обширного репертуара Леонарда Коэна. Вот вещи, которые все якобы знают: все карты крапленые, капитан солгал, бедные остаются бедными, богатые богатеют, чума приходит и распространяется очень быстро. И весь этот парад ужасов нам нужно переживать вместе. На песню делали кавер-версии множество музыкантов: от Дона Хенли и Concrete Blonde до Руфуса Уэйнрайта.

FAMOUS BLUE RAINCOAT
https://www.youtube.com/watch?v=ohk3DP5fMCg

В начале 70-х нью-йоркскую квартиру Марианн Илен ограбили, помимо всего прочего пропал и  дождевик Коэна. Никто не знает, что с ним стало, но едва ли вор подозревал, что он унес вещь, принадлежащую Залу Славы рок-н-ролла. Именно этот плащ вдохновил Коэна на создание одной из самых любимых публикой и загадочных своих композиций. Она написана в форме письма, возможно, брату рассказчика, который украл его любовницу Джейн.

Песня появилась на альбоме “Songs of Love and Hate” 1971 года, и, опять же, особенно полюбилась слушателям. Однако сам Коэн всегда повторял, что был совершенно не доволен текстом.

SUZANNE
https://www.youtube.com/watch?v=svitEEpI07E

Сюзанна из названия песни – это Сюзанна Вердалл, жена скульптора Армана Вильянкура. В 1991 году в интервью ВВС Коэн рассказывал: «В то время они были известной парой в Монреале… Каждый был влюблен в Сьюзан Вильянкур, и каждая девушка была влюблена в Армана Вильянкура. Но нельзя было… Ну, вы понимаете, это было просто невозможно. Никто не мог взять и просто так подкатить к жене Армана Вильянкура. Прежде всего, он был другом. Во-вторых, просто невозможно было представить свое вторжение в их мир. Я столкнулся с ней однажды вечером, и она пригласила меня в гости, в свой дом у реки. Я прикасался к ее идеальному телу в своих фантазиях – другого пути в этих обстоятельствах просто не было. Вот так и появилось название песни».

HALLELUJA
https://www.youtube.com/watch?v=ttEMYvpoR-k

1984-ый был идеальным годом для поп-музыки, яркими релизами Принса, Брюса Спрингстина, Мадонны, Van Halen было заполнено все пространство. И среди всего этого великолепия стремительно тонул “Various Positions” Коэна. Интерес к нему был настолько низок, что Columbia изначально вообще отказались выпускать его, полагая, что усилия, потраченные на печать копий и рассылку их по магазинам, были бы совершенно напрасны. Практически никто не обратил внимания на композицию “Halleluja”, которой открывалась вторая часть альбома.

Однако сам Коэн отлично понимал, что создал что-то выдающееся. На текст он потратил невероятно много сил и времени, сходя с ума над каждым словом и работая более чем с 80 черновиками. Когда Джон Кейл из Velvet Underground попросил его прислать текст песни, чтобы он мог сделать кавер на нее, то получил 15-страничный факс с разными вариантами. Из разных отрывков Кейл собрал новую версию песни и записал ее с фортепиано. Затем эту же версию записал Джефф Бакли, и постепенно песня стала абсолютной сенсацией.

Сегодня мы слышим имя Леонарда Коэна и моментально вспоминаем об “Halleluja”. Песня звучит везде – от уличных музыкантов и со сцены American Idol. Даже те люди, которые мечтают прожить остаток жизни, не слыша больше этой песни, невольно начинают подпевать, заслышав первые ее ноты.

Предыдущая Следующая