90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЧЕТА БЕЙКЕРА

90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЧЕТА БЕЙКЕРА

Калифорнийский красавчик с постеров, Джеймс Дин от джаза, Чет Бейкер оставил глубокий след в истории своего направления за свою сорокалетнюю карьеру, доказав, что не нужно быть выпускником престижного колледжа, чтобы играть великую музыку. 23 декабря ему исполнилось бы 90 лет.

Когда 13 мая 1988 года окровавленное тело Чета Бейкера было найдено под окнами гостиницы, в которой он жил в Амстердаме, его никто не узнал. Годы наркомании и алкоголизма очень сильно изменили точеную внешность трубача, постерами с изображением которого были увешаны девичьи комнаты в 50-х. Его смерть была официально признана трагической случайностью - он выпал из окна третьего этажа отеля.

РАННИЕ ГОДЫ

Перемотаем время назад. Чесни Генри Бейкер родился 23 декабря 1949 года в Йеле, Оклахома, и с раннего детства увлекся музыкой. Тому способствовала музыкальная семья – его отец был профессиональным гитаристом, а мать играла на фортепиано. Большой фанат Джека Тигардена, отец купил 14-летнему “Четти” (так его звала мама) тромбон, но тот оказался слишком громоздким для субтильного Чета, и он обменял его на трубу, к которой сразу почувствовал мощное притяжение.

В 1946 году, когда ему было 16 лет, Бейкер присоединился к армии США, где он оттачивал  навыки игры на валторне, играя в военных оркестрах. По возвращении из армии в 1951 году он поселился в Лос-Анджелесе и начал давать джазовые концерты по всему Западному побережью. Постепенно он начал обретать известность благодаря лирическому, задумчивому звучанию трубы, вдохновленному манерой Майлза Дэвиса. Это звучание отлично контрастировало с импульсивной игрой Стэна Гетца и Чарли Паркера, с которыми он играл в начале 50-х.

ПЕРВЫЙ УСПЕХ

Большим прорывом Бейкера стало присоединение к квартету баритон-саксофониста Джерри Маллигана в 1952 году – группа считалась революционной, потому как не использовала фортепиано. Необычный сетап давал духовым больше мелодической свободы. Концерты группы вызвали огромный интерес, и в итоге их подписал лейбл Pacific Jazz во главе с Диком Бохом, где музыканты записали инструментальную версию стандарта “My Funny Valentine”.

Большинство бибопперов в то время играли быстро и яростно, и отличительной чертой Бейкера было минималистическое красноречие. Как и его коллеге Майлзу Дэвису, ему удавалось передать мощный месседж с помощью лишь нескольких нот.

СОЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Бейкер занялся сольной карьерой, когда Маллиган попал в тюрьму из-за наркотиков. Он быстро получил известность как вокалист и трубач, выпустив “Chet Baker Sings” in 1954 году. Я его мягкий томный голос привлек огромную аудиторию. Он записал множество альбомов на Pacific Jazz,  среди которых был великолепный “Chet Baker & Crew”, а позднее, во время европейского турне, он стал записываться на французском лейбле Barclay.

Чет Бейкер не имел никакого музыкального образования, не умел читать ноты и играл на слух, что однако совсем не мешало ему то и дело занимать первые места в рейтингах джазовых трубачей, время от времени обгоняя Диззи Гиллеспи и Майлза Дэвиса, у которых было академическое образование.

Из-за своей внешности Бейкер также стал секс-символом, о чем очень быстро прознал Голливуд. Одна из студий увидела в нем звезду, на которой можно неплохо заработать – так он получил роль персонажа по имени Джоки, парня, играющего на трубе, в фильме о Корейской войне, “Hell’s Horizon”. Но даже присутствие Бейкера не смогло спасти фильм, получивший статус B-movie и с треском провалившийся в прокате. Бейкеру и дальше предлагали много ролей в кино, однако он яростно сопротивлялся, предпочитая жить жизнью музыканта.

ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Жизнь джазового музыканта в то время не могла обходиться без опасных пристрастий, и очень скоро Бейкер увлекся тяжелыми наркотиками. Как и многие другие музыканты того периода, он верил, что героин способен помочь музыке, усилить творческий импульс. Однако вместо этого он начал разрушать его жизнь.

В 1959 Бейкер покинул США и отправился в Европу, чтобы избежать преследования за наркотики со стороны властей (несколько месяцев того же 1959 года он провел в печально известной тюрьме Райкерс). Однако Европа не стала для него убежищем – уже в 1960 году за хранение героина он попал в тюрьму в Италии, а позднее его выдворили из Великобритании и Германии по той же самой причине.

Вернувшись в США, Бейкер продолжил заниматься музыкой и записывать альбомы на разных лейблах, однако в 1966 году в его жизни произошел драматический переворот – во время драки с дилерами, которым он задолжал, ему выбили все передние зубы. Повреждения лишили его возможности играть на трубе. На какое-то время он вернулся в родительский дом и работал на заправке. Только после установки протезов он, наконец, смог вернуться к инструменту.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 70-х Бейкер занялся возрождением своей карьеры. Он переехал в Нью-Йорк, начал записывать новый материал, присоединился к влиятельному лейблу CTI Крида Тейлора, а также вновь стал играть с Джерри Маллиганом. Однако в 70-е вкусы стремительно менялись, и бибоп с прямолинейным джазом оказались в тени фьюжна и джаз-рока. К концу десятилетия Бейкер присоединился к Horizon, джазовому подразделению A&M Records, где выпустил “You Can’t Go Home Again”, альбом, вдохновленный фанком, на котором можно услышать даже диско. 

Погоня за трендами не принесла ощутимого успеха, и в 1978 году Бейкер переехал в Европу, где был встречен, как вернувшийся герой. Там он и прожил до самой своей смерти в 1988 году.

НАСЛЕДИЕ

С момента смерти Бейкера интерес к его жизни и музыке не угасал. В 2015 году вышел игровой фильм “Born To Be Blue” с Итаном Хоуком в главной роли; в 1988 году появился документальный фильм “Let’s Get Lost” Брюса Уэбера. Также о нем вышло несколько книг, среди которых подробнейшая биография “Dare To Dream: The Long Night Of Chet Baker”, написанная Джеймсом Гевином. И, конечно же, его музыка продолжает интересовать людей по всему миру и по сей день.

Любопытно, что музыканта прозвали “Джеймсом Дином от джаза” – сравнение, по правде говоря, мало на чем основанное. Карьера Бейкера была куда продолжительнее карьеры несчастного актера, ушедшего из жизни в 24 года. Возможно, лишь стиль и загадочность связывали двух икон того времени. Бейкер, несмотря на все неурядицы и большие проблемы с наркотиками, является одним из самых плодовитых музыкантов 20-го века –  за свою жизнь он записал более сотни альбомов, определяя и меняя направление джаза в течение своей сорокалетней карьеры. 

Бейкер доказал, что музыкальное образование нужно не всем. Главное – это инстинкты, умение слышать себя, способность играть и импровизировать с чувством, и, конечно же, собственный неповторимый звук. Спустя три десятилетия музыку Бейкера слушает еще больше людей, чем когда-либо. В его лучшие годы эта музыка была чистой поэзией, и именно поэтому она резонирует с людьми сегодня. 

Предыдущая Следующая