ЧЕМ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ МУЗЫКИ ПОМОГАЕТ АРТИСТУ?

ЧЕМ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ МУЗЫКИ ПОМОГАЕТ АРТИСТУ?

Мы учимся на музыке других. Внимательное прослушивание и конструктивная критика помогают песням, сонграйтерам и нам самим. Однако позитивный настрой при прослушивании и умение разумно критиковать – это привычки, которые развить гораздо сложнее, чем можно подумать поначалу. И проблема в нашем пессимизме. Мы, как музыканты, очень строги к себе, когда речь заходит о наших собственных творениях, но так же это отражается на том, как мы слушаем музыку других. И это настоящий недуг музыканта. Как мы можем его излечить и начать слушать музыку без предубеждений?

Например, ваш приятель-сонграйтер, или даже ваш любимый очень популярный профессиональный музыкант  только что выпустил новую песню, и вы только собираетесь ее послушать. Еще до того, как нажать PLAY постарайтесь войти в определенное состояние и попробовать новый подход. Во-первых, слушайте как любитель музыки (пассивное слушание), во-вторых, слушайте, как музыкант (активное слушание), в-третьих, делайте критические замечания с точки зрения того, как можно сделать лучше.   Практикуйте этот метод, и он станет привычкой. И именно это привычка поможет вашей собственной музыке.

ПОЗИТИВНОЕ ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ: ЛЮБИТЕЛЬ МУЗЫКИ

Когда ты музыкант или продюсер, становится очень тяжело просто слушать музыку, так как ты уже привык к активному слушанию. Мы склонны разбирать по кусочкам и анализировать музыку, даже того не осознавая. И это проблема, потому как, слушая песню в первый раз и концентрируясь исключительно на барабанах, которые кажутся нам, например, очень тяжелыми, мы лишаем себя возможности получить общий опыт прослушивания. Пассивное слушание же помогает отступить на шаг и увидеть макроструктуру. Разумеется, активное слушание чрезвычайно важно для музыканта, но мы должны давать песне шанс раскрыться без немедленного включения анализа. Аристотель говорил, что целое больше, чем сумма его частей. Целое действительно несет в себе больше, эмоции и месседж. Поэтому нужно стараться отпускать себя, чтобы прочувствовать песню.

Также пассивное слушание помогает сохранить позитивный настрой при переходе к активному. Знакомство с песней влияет на подсознание, избавляет от “шока” новизны и желания непременно жестко судить.

КАК РАЗВИТЬ ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ?

Как же это работает? Старайтесь слушать новые песни во время других активностей, которые требуют какого-то количества внимания – например, при вождении, танцах, обеде, уборке, мытье посуды и т.д. Еще один хороший способ – это закрыть глаза и представить, как могло бы выглядеть видео для этой песни (только не в то время, как вы ведете машину, пожалуйста). Именно так вы получите ощущение песни – она может заставить вас загрустить, может развеселить, придать вам энергии и т.д. Только так вы определите, эффективно ли работает песня, пытаясь вызвать эмоцию, которая в ней изначально заложена.

Пользуясь таким же подходом, попробуйте слушать свою музыку. Особенно хорошо здесь работает тактика с фантазиями о музыкальном видео. Это поможет вам получить опыт прослушивания и избежать любимой игры под названием “а сейчас мы поищем недостатки”.

В КАКОЙ МОМЕНТ НАЧИНАТЬ СЛУШАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ?

Музыкант, который дал вам послушать свою песню, наверняка поделился ей после того, как она была доведена до определенного уровня. Вряд ли он даст вам самый первый черновик. Так же и вы сами сначала работаете до какой-то фазы, прежде чем начать делиться песней с друзьями – именно поэтому важно давать себе достаточное количество времени перед тем, как начинать слушать свою музыку критически.

Слишком строгое критическое отношение к своей музыке на ранних стадиях ее создания рушит творческий процесс и не дает свободно экспериментировать. Для экспериментов необходимо время, нужно пробовать множество разных вещей, и давать себе свободу внести немного беспорядка в процесс. Ошибки порой представляют собой не огранённые алмазы.

ПОЗИТИВНОЕ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ: МУЗЫКАНТ

Активное слушание заключается в том, чтобы внимательно оценивать все компоненты песни, четко определять их, делать конкретные выводы, анализировать и извлекать урок. Необходимо включать критическое мышление, но не позволяйте словам “критическое” и “суровое” становиться синонимами. Старайтесь сохранить настроение от первого этапа – пассивного прослушивания.

Чтобы сохранить позитивный настрой, подумайте о внешних факторах, которые могут влиять на ваш опыт прослушивания и ваши суждения. Еще до того как начать, убедитесь, что вы находитесь в комфортной обстановке, где ничто не может вас отвлечь. Выберите время суток, когда уровень стресс сведен к минимуму, а способность к концентрации – наоборот, на максимуме. Также позаботьтесь о том, чтобы у вас был доступ к хорошему оборудованию, а лучше всего, к студийным мониторам и наушникам.

Этот же метод используйте для своей собственной музыки. Однако в этот момент вам лучше всего сделать перерыв после первого этапа. Переутомление от прослушивания – это очень опасная вещь. Оно не дает спокойно и отстраненно оценивать свои труды.

КРИТЕРИИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:

  • Определите цель песни;
  • Определите структуру и каждую секцию;
  • Определите звуки и эффекты, которые в ней используются;
  • Определите тактовый размер и темп;
  • Определите значение текста;
  • Обратите внимание, где элементы повторяются и где меняются;
  • Анализируйте, как достигается нарастание напряжения и его выход;
  • Анализируйте, как разные инструменты дополняют друг друга;
  • Анализируйте хуки и почему они цепляют;
  • Обратите внимание, как музыка помогает тексту, и наоборот;
  • Определите, какое настроение несет в себе вокал.

ПОЗИТИВНАЯ КРИТИКА: ЧТО МОЖНО УЛУЧШИТЬ?

Есть три обязательных вопроса, которые вы должны задать себе, когда критикуете музыку конструктивно:

  • Какова была музыкальная цель?
  • Насколько успешно музыкант к ней приблизился?
  • И, самое главное, что можно добавить к тому, что уже имеется, для улучшения песни?

Вместо того, чтобы задавать вопрос о том, что именно не работает в песне, для конструктивной критики задайте третий из вышеперечисленных вопросов. Критика не должна быть горькой или неприятной. Она должна помогать. Так же очень важно то, как именно вы ее подаете. Чтобы не обижать вашего приятеля, можете воспользоваться классической формулой “сэндвича”: комплимент-критика-комплимент (начинаете и заканчиваете похвалой, в середине вставляя замечания). Можете сделать еще больше и расширить структуру:  комплимент-критика-предложение-комплимент. Шаг с предложением очень важен. Не надо рушить чью-то работу, если у вас нет предложений по тому, как ее можно улучшить.

И, опять же, как только вы привыкните говорить о музыке других в таком ключе, разовьете привычку оценивать свою музыку так же. Вместо того, чтобы найдя ошибку, впадать в уныние, вы привыкнете сразу переходить к раздумьям о том, как ее можно исправить.

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ ПРИВЫЧЕК ДЛЯ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

Может казаться, что кто-то рождается пессимистом, а кто-то оптимистом. Отчасти это, конечно, правда. Но секрет в том, что позитивные привычки в суждении своей музыки можно развить, это просто тренинг. Для музыканта совершенно нормально время от времени сомневаться в собственных творениях. Однако суровая критика и бесконечный поиск ошибок сильно замедляют процесс и обескураживают. Следуя шагам, приведенным выше, вы станете более эффективно учиться на чужой музыке, научитесь помогать другим музыкантам, а также сильно улучшите собственный процесс создания музыки.

Предыдущая Следующая