ДЭЙМОН АЛБАРН: БОЛЬШОЙ ИМПЕРСКИЙ ШУМ

ДЭЙМОН АЛБАРН: БОЛЬШОЙ ИМПЕРСКИЙ ШУМ

Мало кто будет спорить с тем, что нужно быть англичанином по крови и месту рождения, чтобы в полной мере оценить место и роль в истории британской национальной рок-сцены такой личности, как лидер составов Blur и Gorillaz Дэймон Албарн (Damon Albarn), сильно прославившийся и за их пределами, причём не только в музыкальном, но и в общественно-политическом смысле. Ряд экспертов склонен рассматривать Дэймона как продолжателя всех традиций Роджера Уотерса (Roger Waters) из Pink Floyd… Но коль скоро такое сравнение имеет место, то уместно оценить инструментарий Дэймона, сумевшего превратить рок-шумы в имперское музыкальное искусство.

Мы в России привыкли к поп-мелодике и достаточно насыщенным инструментальным аранжировкам, и поэтому для нас творчество Дэймона что в рядах Blur, что для за их пределами и вправду слушается несколько размытым. А у себя на родине артист – лауреат престижнейшей премии Айвора Новелло (Ivor Novello Award) «за прижизненные достижения», вручаемой Британской академией композиторов и авторов песен, и вообще одна из важнейших личностей в современной национальной культуре, что признано фактически на официальном уровне. Да, личность эта неудобная, и звучание материала Дэймона не для всех удобно, и тем не менее вот уже почти 28 лет ухитряется сочетать поп-мелодику с некоммерческим звучанием, что наводит на мысли о параллелях с самым ранним творчеством великих соотечественников музыканта, а именно Pink Floyd. И, каков бы ни был творческий замысел, а без должного инструментария воплотить в жизнь эдакое единство противоположностей трудно. Дэймон тем и силён, что умеет выбирать единственно верные инструменты для получения очень индивидуального звучания своих составов.

Сразу оговоримся, что вопреки отчего-то распространённому у нас мифу, гитара не является основным инструментом Дэймона – во всех серьёзных справочниках указано, что он прежде всего - клавишник. Однако стоит начать разговор именно с гитар, благо музыкант использует на сцене и вне её совсем мало их моделей. Вероятно, важнейшая гитара для Дэймона – это акустический инструмент Taylor GS MINI-e Walnut с уменьшенной длиной мензуры 23 ½" (597 мм), иногда позиционируемая даже как «дорожная гитара». Верхняя дека гитары – еловая (точнее, из массива ели), обечайка и нижняя дека гитары – ореховая. 20-ладовый гриф выполнен из сапеле (африканского красного дерева) с накладкой из чёрного дерева. Имеется темброблок Taylor ES-B с регулировками Volume и Tone и встроенным тюнером. Вторая «акустика» Дэймона – это Epiphone PR-350 с корпусом «дредноут» выпуска конца 80-х годов.

С электрогитарами у Дэймона также всё было и есть скромно – на протяжении своей карьеры он оказался замечен в использовании Fender Telecaster – точнее, именной модели Fender Graham Coxon Telecaster своего коллеги по Blur Грэма Коксона. Эта модель разработана на основе гитары выпуска 1968 года с корпусом из ясеня и заменой исходных звукоснимателей на аналогичные, но с большим сопротивлением (375 кОм против 250 кОм), что теоретически должно вести к лучшей разборчивости звука в диапазоне высоких частот. Вторая электрогитара музыканта – Fender Mustang, которой он более-менее активно пользовался на концертах в 2000-х годах. Кроме того, при работе над как минимум первыми двумя альбомами проекта Gorillaz (2001 и 2005) Дэймон записывал часть партий бас-гитары, используя при этом стандартный Fender Jazz Bass. В части же вокальных микрофонов для сценической работы Дэймон также консервативен – его выбором как был, так и остаётся Shure 58.

Но, коль скоро с самого момента создания Blur (ещё под названием Seymour) музыкант позиционировал себя не только как вокалист, но и клавишник, то именно его арсенал клавишных инструментов представляет интерес для каждого музыканта, неравнодушного к современной мэйнстримовой поп-психоделии. Понятно, что в основе странноватого звучания групп и проектов Дэймона лежат не в последнюю очередь студийные технологии, однако без удивительного набора клавишных инструментов, современных и антикварных, этот звук не мог бы реализоваться. Стоит начать этот обзор с серийно выпускаемых ныне моделей – ведь обзаведение винтажными клавишными всегда является игрой случая даже для всемирно известных рок-звёзд. Тем не менее, серийные инструменты также находят у Дэймона неожиданное применение – так, во время турне с материалом сольного альбома “Everyday Robots” главным клавишным инструментом на сцене стало цифровое фортепиано Roland HP508, что нисколько не противоречило эклектичной натуре представляемого музыкантами материала на стыке альтернативного рока и упрощённого поп-соула. Однако тяготение Дэймона к «состаренному» звучанию клавишных проявляется не только на сцене, но и в студии – и одним из важнейших инструментов для него является синтезатор Korg MS-20 Mini, воспроизводящий на современной элементной базе аналоговый инструмент Korg MS-20 выпуска 1978 года в чуть уменьшенном форм-факторе. Понятно, за что музыкант ценит этот Korg – насыщенный, неотличимый от аналогового, звук в сочетании с очевидной гибкостью управления, в том числе внешними соединителями по типу «телефонной станции» (с разъёмами 1/8" вместо ¼" в исходной модели) и возможность сопряжения по протоколу MIDI придаёт ему гибкость, необходимую для создания действительно продвинутого музыкального материала. Плюс ко всему данный синтезатор может работать со специально разработанным для него приложением iMS-20 для iPad.

Но, коль скоро Дэймон словом и делом ратует за сочетание рок-архаики и поп-модернизма в собственной музыке, естественным выглядит наличие в его инструментальном арсенале монофонического синтезатора Novation Bass Station II. Можно сказать, что музыкант применяет его не по назначению – Bass Station II ориентирован прежде всего на создателей и исполнителей электронной музыки. Однако полноразмерная 25-клавишная динамическая клавиатура, сочетание 64 предустановленных и 128 пользовательских звуков в сочетании с моделирующими аналоговое звучание эффектами дисторшна и овердрайва даруют синтезатору возможности, далеко превосходящие подразумеваемые функции фактически электронной бас-гитары. Вдобавок синтезатор может коммутироваться по протоколу MIDI с иным звуковым оборудованием.

Иногда и относительно новый инструмент может обладать не самым современным звуком, чем и пользуется Дэймон, работая на сцене с 37-клавишным кейтаром (говоря по-русски – «расчёской») Korg RK-100S, звучание и внешний вид которого способны огорчить желающих чего-то модного, но идеально подходящим для звуковых провокаций артиста. На концертах артист также использует инструмент с широчайшими возможностями, Dave Smith Instruments Sequential Prophet-6, являющийся современной версией классического синтезатора и секвенсора «электронных 80-х» Prophet-5 – во время турне проекта Gorillaz пару лет назад Дэймон использовал этот Prophet-6 наравне со сценическим электронным фортепиано. Зато клавишные рабочие станции Yamaha Motif XS7 и XS8 активно задействуются музыкантом в студии – по его словам, наиболее привлекательными функциями в них ему видится «фортепиано с совершенным звуком». Впрочем, при наличии 76 динамических клавиш, 128-голосой полифонии и 1 024 только предустановленных звуков это неудивительно. Мы даже не упоминаем об иных, действительно винтажных студийных клавишных Дэймона, среди которых имеется немало образцов причудливых синтезаторов марки ARP.

И, наконец, немного о том, что иногда Дэймону Албарну для творчества не требуется никаких электронных инструментов и подключения – и нет, речь не идёт об акустических гитарах. Просто музыкант использует во вполне серьёзных пьесах такой иснтумент начального уровня как мелодика, точнее говоря – мелодики Hohner AirBoard 32 и AirBoard 37. Обе эти модели являются 32-клавишными инструментами с пластиковым корпусом и клавишами и мундштуком конструкции BlowFlow, и в комплект каждой из них входит приложение (iPhone / Android), являющееся виртуальной версией инструмента для i-устройств и планшетов. Как видите, начинать двигаться путём такого изобретательного музыканта, как Дэймон – это очень просто!

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая