ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СО СЦЕНЫ МЫ ЗВУЧИМ ТАК УЖАСНО, КАК НАМ КАЖЕТСЯ?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СО СЦЕНЫ МЫ ЗВУЧИМ ТАК УЖАСНО, КАК НАМ КАЖЕТСЯ?

Есть цитата, приписываемая скрипачу Яше Хейфецу, в которой он говорит, что мы всегда должны быть счастливы во время выступления. В конце концов, если дела идут хорошо, мы должны быть счастливы, что дела идут хорошо. И если дела идут плохо, каждая нота, которую мы играем, приближает нас к концу выступления, так что мы тоже должны этому радоваться.

Тем не менее, не очень-то весело застрять на сцене, когда все идет наперекосяк, вздрагивая от каждого неудачного перехода и каждой неправильно сыгранной ноты. Что зачастую приводит к нисходящей спирали негатива и все более невыразительному исполнению, и некоторые из нас начинают всерьез задумываться о том, чтобы остановиться и уйти со сцены…

Неделю или месяц (или десятилетие) спустя, когда любопытство берет верх над нами и мы набираемся смелости прослушать или посмотреть запись прошлого выступления, мы часто приятно удивляемся, насколько прилично звучим. Порой мы даже не можем найти те ужасные вещи, которые нас изначально огорчали, и сколько, оказывается, в выступлении было хороших моментов, которые мы даже не заметили под гнетом стыда и смятения.

Так в чем же дело? Возможно ли, что мы действительно звучим на сцене лучше, чем думаем?

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ РЕПЕТИЦИИ И КОНЦЕРТЫ

Чтобы узнать больше о том, как мы воспринимаем качество своего исполнения, междисциплинарная группа исследователей провела исследование с участием 21 студента и выпускника по фортепиано.

Каждый студент был записан на видео при полном прогоне своего репертуара в двух разных ситуациях — генеральной репетиции и выступлении (не что-то специально придуманное для учебы, а настоящее выступление, которое они все равно должны были бы дать).

После своих концертных выступлений студенты заполнили оценочную форму, которая помогала им сравнить качество своего концертного выступления с качеством генеральных репетиций. От памяти до темпа, качества звука и выразительности они оценивали степень, в которой их выступление было хуже, лучше или соответствовало их генеральной репетиции в восьми областях (по 7-балльной шкале, где -3 = намного хуже; 0 = то же самое; 3 = намного лучше).

Но исследователи тщательно манипулировали таймингом проставления оценок. Каждый участник эксперимента ставил одну оценку сразу после своего выступления, а затем вторую оценку через некоторое время во время просмотра записи.  Так они сравнивали свое восприятие и память о своем выступлении с реальностью того, насколько хорошо они играли, с учетом фактической записи.

Тем временем профессиональный пианист выполнил аналогичную сравнительную оценку репетиционных и концертных выступлений студентов, просматривая видеозапись концертных выступлений. Затем сравнивались оценки студентов и оценки профессионалов, чтобы оценить трезвость самооценки студентов.

Вы, наверное, догадываетесь, что произошло. Самая высокая корреляция была между оценкой профессионального пианиста и оценками студентов, которые они дали при просмотре видео. Наименьшая корреляция была между оценками профессионала и оценками студентов, которые были выполнены на основе их воспоминаний о выступлении до того, как у них появилась возможность посмотреть видео своего выступления. Таким образом, в целом данные свидетельствуют о том, что исполнители могли более точно оценить качество своего выступления, когда они делали это на основе видео. Когда они полагались только на свою память о выступлении, их оценки были менее точными.

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Группа канадских исследователей провела исследование среди студентов колледжа, чтобы выяснить, какую роль может играть тревога в точности нашего самовосприятия. Они взяли класс из 333 учеников и дали им опросник, чтобы определить тех, кто испытывает наибольшую и наименьшую тревогу в социальных ситуациях. Затем студентов с высокой и низкой социальной тревожностью попросили произнести импровизированную речь перед наблюдателем и видеокамерой, сказав, что запись будет показана другим студентам позже. По сути, худший кошмар параноика — как тот сон, в котором вы приходите в концертный зал на первую репетицию и обнаруживаете, что подготовили не тот концерт.

Обе группы должны были оценить свою импровизированную речь. Самые интересные оценки касались того, какое они, по их мнению, произвели впечатление на других. Как и предполагалось, у людей с высокой тревожностью была более низкая самооценка, чем у людей с низкой тревожностью. Хорошо, но, возможно, это необязательно что-то значит, потому их нервы действительно сильно мешали их речи?

Чтобы проверить это, два независимых наблюдателя следили за выступлениями обеих групп и оценивали их. И после учета этих оценок оказалось, что у людей с высокой тревожностью действительно есть некоторая «предвзятость к самооценке». Например, чем больше мы беспокоимся, тем хуже, по нашему мнению, мы работаем, даже если это не обязательно так. Кажется, что мы позволяем переживанию беспокойства влиять на наше восприятие того, как мы действуем в данный момент. Это как носить «очки тревожности», которые искажают то, как мы видим мир.

Хорошая новость заключается в том, что, какими бы неуверенными и нервными мы ни были, мы все равно можем играть на довольно высоком уровне. Может показаться, что в нашем мире все вот-вот развалится, но люди со стороны часто ничего не замечают, в их глазах мы выглядим гораздо более непринужденными, чем нам кажется.

ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ

Если вы хотите избежать спирали негатива и мыслей о судном дне, не пытайтесь оценить, насколько хорошо вы играете в середине представления. Вместо этого обязательно запишите свое выступление, чтобы вы могли просто оставаться в моменте и играть, а все критические и оценочные суждения делегируйте себе в будущем, когда будете прослушивать запись.

Постарайтесь не зацикливаться на представлении и не заставляйте себя чувствовать себя несчастными по дороге домой. Дайте себе день или два, чтобы сначала очистить голову, а затем прослушайте запись. Потому что, если вы собираетесь корить себя за что-то, вам, вероятно, следует убедиться, что речь идет об ошибке, которая действительно произошла так, как вы думали.

Как однажды сказал Марк Твен: «Я прошел через некоторые ужасные вещи в своей жизни, часть из которых действительно имела место быть».

Предыдущая Следующая