ДЖОН ПЕТРУЧЧИ: МАЭСТРО ПРОГРЕССИВ-МЕТАЛА

ДЖОН ПЕТРУЧЧИ: МАЭСТРО ПРОГРЕССИВ-МЕТАЛА

Называть всемирно известную нью-йоркскую группу Dream Theater «изобретателями прогрессив-метала» было бы абсолютно неверно – если проявить настойчивость, корни субстиля можно проследить если не до Deep Purple, то уж точно до канадского трио Rush. Хватит и того, что с лета 1992 года и своего второго, стилеобразующего альбома “Images And Words” Dream Theater совершенно точно является главной прогрессив-металлической группой мира как минимум в глазах широкой слушательской аудитории. А раз так, то без лишних дискуссий стоит признать одного из основателей группы и её нынешнего лидера Джона Петруччи (John Petrucci) гитаристом №1 этой непростой стилистики.

Будучи наследником 1967 года рождения музыкантской семьи, Джон не мог не возлюбить главного представителя «умной» рок-сцены Северной Америки конца 70-х, а именно канадцев Rush. К моменту первого в своей жизни похода на рок-концерт – это было именно выступление Rush в декабре 1982 года, юный музыкант уже играл в кавер-группе, большую часть репертуара которой как раз составляли непростые пьесы канадской тройки. Дальше путь музыканта был очевиден – серьёзное профильное образование, и в сентябре 1985 года Джон отправляется в музыкальный колледж Беркли в Бостоне, где моментально знакомится с будущим коллегой по Dream Theater, таким же юным барабанщиком Майком Портным (Mike Portnoy). Дальнейшая история, то есть создание двумя друзьями группы Majesty, превратившейся с течением времени в Dream Theater описана миллион раз, но странным образом из неё выпадают детали технического обеспечения той молодой группы.

Разделяя пристрастия своих коллег к американскому инструментально ориентированному прогрессив-року в лице Rush, Kansas и The Dixie Dregs и классическому британскому хэви-металу от Black Sabbath и Iron Maiden, Джон был озабочен поиском универсальной гитары, походящей для обеих этих субстилей. На ранних фотографиях Majesty Джона можно видеть с инструментом краснолаковой расцветки, наиболее вероятно являющимся одной из вариаций бренда Yamaha на тему конструкции общеизвестной модели Gibson SG с несколько изменённой формой корпуса, двумя звукоснимателями-хамбакерами и традиционным именно для Gibson SG тремоло и регуляторами громкости и тона. Далее основной рабочей электрогитарой Джона была B.C. Rich ST III, выпущенная на рынок в 1985 году – формально суперкастер с корпусом из ольхи и кленовым грифом на болтовом соединении с длиной мензуры 25 ½" (648 мм), двумя звукоснимателями-синглами и одним хамбакером (у бриджа), тремоло Floyd Rose, оснащённая двумя общими регуляторами громкости и тона и пятипозиционным переключателем звукоснимателей.

Одновременно с этим B.C. Rich Джон начинает работать с гитарами серии Ibanez RG (именно с ней он сфотографирован на вкладке к дебютному альбому Dream Theater “When Dream And Day Unite”, 1989) и к моменту выхода в свет “Images And Words” он уже является эндорсером бренда Ibanez с собственной именной моделью JPM100, которую можно увидеть в концертной видеопрограмме “Images And Words: Live In Tokyo” (1993), снятой осенью 1992 года. Официально Ibanez JPM100 была представлена только в 1995 году: инструмент с корпусом из американской ольхи и 24-ладовым (лады Dunlop 6100 Jumbo) грифом из клёна с накладкой из палисандра, длина мензуры – 25 ½". На гитаре были установлены два звукоснимателя-хамбакера – DiMarzio Air Norton у грифа и DiMarzio Steve's Special у бриджа, два общих регулятора громкости и тона, трёхпозиционный переключатель звукоснимателей и тремоло Lo-Pro Edge. Калибр предустановленных струн – .009–.042. Известная как «гитара с масками», Ibanez JPM100 выпускалась в семи различных расцветках до 2000 года – в 1999 году Джон стал эндосером гитарного бренда Ernie Ball Music Man, и остаётся им по сей день. До 1999 года Джон также работал с семиструнной гитарой Ibanez UV70P, являющейся именной моделью Стива Вая (Steve Vai).

На сегодняшний день именными гитарами Джона являются инструменты серии Music Man JP, а также Music Man Majesty, Artisan Majesty и Monarchy Majesty. Хотя эти инструменты имеют примерно одинаковый внешний вид и крайне близкие (а то и вообще одинаковые) геометрические размеры, они в значительной мере различаются по звучанию за счёт применения различных конструкционных материалов корпусов и грифов, а также и за счет невидимых глазу акустических ухищрений. В данном случае речь идёт о модели JPX с корпусом и грифом из красного дерева, однако к корпусе скрыты 19 полостей, придающих инструменту более наполненное звучание с долгим сустэйном; она же является единственным инструментом с пяти-, а не трёхпозиционным переключателем для двух звукоснимателей-хамбакеров. Абсолютно все гитары вышеперечисленных моделей Music Man имеют глубокий нижний вырез, облегчающий доступ ко всем ладам. Ещё одна особенность всех этих инструментов – большой радиус скругления грифа: 15", 17" и 20" (381, 432 и 508 мм), а также установка на всех моделях, кроме JP16, именного тремоло John Petrucci Music Man Piezo с миниатюрными переключаемыми пьезоэлектрическими звукоснимателями в сёдлах струн. Грифы гитар серии JP устанавливаются на болтах, а у серии Majesty имеют сквозную конструкцию. Модели от JP13 и выше имеют встроенный активный предварительный усилитель, а серия Majesty обладает возможностью переключения сигнала в стереорежим. Плюс ко всему эти инструменты стильно выглядят, и при всей кажущейся скромности конструкции, они представляют собой одни из самых совершенных электрогитар в мире для исполнения максимально сложной рок-музыки.

Но со столь разнообразным музыкальным материалом, как у Dream Theater, без акустических инструментов не обойтись. Понятно, что это должны быть не просто электроакустические гитары, но лучшие инструменты в этих подклассе, и поэтому Джон остановил свой выбор на продукции бренда Taylor, сочетающего традицию акустического звука и высочайшее качество изготовления гитар. Сейчас музыкант использует три подобных гитары – Taylor 712ce, Taylor 916ce и 12-струнную Taylor 856ce. Их уникальной особенностью является сочетание верхней деки из традиционной ели и нижней деки и обечайки из индийского палисандра, что обеспечивает мощное звучание с широким динамическим диапазоном; безусловно улучшает звучание использование в конструкции протеинового клея, оптимизирующего распространение звуковых волн во всей конструкции гитары. Эти инструменты комплектуются звукоснимателем с предварительным усилителем Taylor Expression System 2, и при сценической работе Джон напрямую включает их в DI-бокс.

Различные источники указывают совершенно фантастическое количество гитарных обработок, которые Джон использует в студии и на сцене, однако в последние годы он, как и любой большой гитарист, свёл их число к разумному минимуму. По его собственному признанию, сердцем педалборда является комбинация рэковой «квакушки» и соответствующей педали Jim Dunlop JP95 Cry Baby, обеспечивающая «совершенно монструозный звук». Все обработки типа овердрайва у музыкантам теперь сведены к педали Strymon Sunset, обеспечивающий выбор и даже комбинацию шести типов овердрайва. Остальные обработки – бренда TC Electronic, отобранные исходя из чистоты звучания и отличного сочетания с усилителями Mesa/Boogie, а именно именной модулятор Dreamscape, могущий работать в режимах хоруса, флэнжера и вибрато; фэйзер Helix, компрессор Hyper Gravity, хорус Corona Chorus+ и вибрато Vicious Vibe, используемое в основном при игре чистых партий электрогитары.

Педалборд органично дополняется рэковым процессором эффектов Fractal Audio Axe-FX II XL. Подобное упрощенчество Джон обьясняет постоянной работой с усилителями и кабинетами Mesa/Boogie – тем более, когда его основным рабочим усилителем стал именной трёхканальный Mesa/Boogie JP-2C, разработанный на базе усилителя Mk IIC+, имеющий два графических эквалайзера (для каждого из обработанных каналов) и возможность переключения и полного управления по протоколу MIDI. Кабинеты – Mesa/Boogie Rectifier Standard Straight 4×12 и 2×12 с динамиками Celestion Vintage 30, подзвученные одновременно (1+1) микрофонами Shure SM57 и Shure KSM313. Всё равно сложно, много и дорого? Так ведь такова и музыка, которую Джон играет в рядах Dream Theater, не говоря уж о его иных редких инструментальных проектах.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая