Гитарный дисторшн: обработка, создавшая новые стили
Звук, который создаёт гитарный эффект дисторшн (Distortion, то есть искажение), знаком, без преувеличения, даже людям, мало интересующимся рок-музыкой. Если чистое и звенящее звучание электрогитары означает для миллионов звук поп-музыки либо поп-рока, то звучание электрогитары с дисторшном — это прямо родовая черта рок-музыки потяжелее и посерьёзнее. Так что же такое звуковой эффект дисторшн, как он работает и чем хорош?
Теоретические основы эффекта дисторшн
В те времена, когда гитарные обработки музыкант был вынужден собирать самостоятельно по схемам из журнала «Радио», схема примочки дисторшн (а также фузза и овердрайва — см. ниже) также публиковалась там и именовались «ограничителем сигнала». Ничего удивительного — дисторшн при всех различных схемотехнических решениях обрезает (клиппирует) пики сигнала в определённом диапазоне, то есть производится срез высоких частот входного сигнала. Сам эффект произошёл от понятного в 1950-е годы желания музыкантов покрутить ручки гитарные усилителей (а ещё лучше — выставить их на максимум) и добиться в должной степени искажённого звучания. При перегрузе хоть ламповые усилители, хоть транзисторные, вносят нелинейные искажения в сигнал, тем большие, чем амплитуда сигнала ближе к максимально допустимому для данной модели усилителя. Естественно, «чистый» перегруз некого идеального гитарного усилителя звучит красивее и тоньше, чем просто ограниченный («обрезанный») сигнал, фактически «пила» на экране осциллографа — в данном случае выходной сигнал сложным образом зависит от амплитуды и характера входного сигнала. Да, звук тут более естественный, однако иные музыканты, кроме участников великих групп The Rolling Stones и AC/DC, таких идеальных усилителей для себя и своих художественных откровения не нашли. Значит, нужно подключать тот самый «ограничитель сигнала», он же дисторшен, и добиваться звука перегруженного усилителя искусственным путём. В результате все модные определения вроде «тёплый звук» или, напротив, «грязный звук» применительно к электрогитарам — это и есть следствие использования дисторшна. Только важно, какого именно и с какими выставленными параметрами.
Эффекты на основе искажения звука: немного истории
С того момента, когда электрогитары и усилители для них стали выпускаться серийно, но иное оборудование для гитар, по большому счёту, отсутствовало, исполнители уже жаждали большей выразительности звука — тем более, что поначалу электрогитары входили в состав инструментальных комбо с громкими и мощно звучащими духовыми инструментами. Первое решение было очевидным — выкрутить регулятор усиления (Gain) и получить просто перегруженное звучание, должным образом «грязное» и, да — более мощное, про перегруз усилителей уже было сказано выше, а далее музыканты и саунд-продюсеры двинулись путём проб и ошибок. Пока музыканты бесчеловечно обращались с оборудованием — расшатывали лампы усилителей в их гнёздах или дырявили динамики карандашом, продюсеры слушали с записывали. В 1961 г. дефект выходного трансформатора в соответствующем канале пульта привёл к неслыханному звучанию бас-гитары в хите американского катри-исполнителя Марти Роббинса (Marty Robbins) “Don’t Worry” — это было первое применение в истории обработки фузз (Fuzz). Транзисторный гитарный фузз Gibson Maestro Fuzz-Tone FZ-1, в котором синусоидальный сигнал преобразовывался в прямоугольный, был запущен в серию уже в 1962 г., но до 1965 г. никакой популярностью не пользовался, пока не был применен в общеизвестном хите The Rolling Stones “(I Can’t Get No) Satisfaction” и пьесе The Beatles “Think For Yourself”, где через него звучала бас-гитара. Дальнейшее погружение рок-музыки в пучины психоделии и скорая популярность британского белого блюза, быстро мутировавшего в ставшие весьма популярными хард-рок и хэви-метал, потребовала иных обработок-перегрузок, кроме фузза, и вот в 1969 г. музыкантам были явлены педали эффектов, бустеры Electro-Harmonix LPB-1 и Sola Sound Power Boost, усиливавшие выходной сигнал гитары и лучше перегружавшие усилитель, а с середины-конца 70-х на рынок выходят полоноценные дисторшены — MXR Distortion+ (1974) с эмуляцией перегрузки на этапе предусиления и классические дисторшны Pro Co Rat и Boss DS-1. Тогда же появились и овердрайвы (Overdrive) Boss OD-1 и DOD 250 Preamp Overdrive, а в 1979 г. в продажу поступил овердрайв Ibanez Tube Screamer TS808, воистину классика обработки гитарного звука. И вместе с гитарами-суперкастерами эти обработки полностью сформулировали тяжёлый гитарный звук всего «проклёпанного десятилетия», то есть 1980-х. Педаль дисторшн — одна из обязательных в цепи обработок у гитариста той эпохи, и не будет преувеличением сказать, что именно она ответственна за создание массы стилей и субстилей тяжёлой музыки тех времён, благополучно здравствующих до сих пор.
Дисторшн, овердрайв, фузз: в чём разница и где применять?
В звучании эффекта, конечно! А раз звучание различно — различена и форма выходного сигнала обработки: овердрйав клиппирует сигнал с частичным или полным сохранением волновой формы на максимуме, дисторшн — жёстко клиппирует до состояния плоских «полок», а фузз и вовсе обращает сигнал в «пилу» также с жёстким клиппированием.
Эффект овердрайв скорее подходит для «раскачки» или «прогрева» усилителя и больше склонен к известной «теплоте» звука, его не грех применить даже тогда, когда на сцене звучат гитары электроакустические, а ваше музыкальное призвание — это блюз или даже современный фолк. Молодому гитаристу однозначно может быть рекомендован уже упомянутый овердрайв Ibanez TubeScreamer — эта примочка воистину универсальна.
То же самое можно смело сказать и про полуакустические гитары, хотя некогда они начинали использоваться ещё со столь грубой обработкой, как фузз. В любом случае, если ваша музыка — ретро-рок, без комбинации полуакустической гитары с фуззом вам никуда не уйти. И вообще надо помнить про Алекса Лайфсона (Alex Lifeson) из группы Rush, творившего чудеса на Gibson ES-335 ещё до наступления эры овердрайва и дисторшна. Но в наше время перегруз дисторшна — это среднее между фуззом и овердрайвом, и в случае работы с ним речь уже не идёт о «подогреве» усилителя, а придании нового голоса электрогитаре.
Практика сурового звучания
Никогда не надо забывать о том, что сами по себе отдельно взятые дисторшн, овердрайв или фузз — это не боле чем гитарный эффект, меняющий звук вашего инструмента, и не более того. Построение гитарного тракта начинается с выбора собственно электрогитары, своим звучанием подходящей к избранной вами музыки, а также комбоусилителя с теми же требованиями или комбинации гитарного усилителя и кабинета, то есть акустической системы. Нельзя забывать о том, что в некоторых современных гитарных усилителях реализованы самостоятельные схемы искажения сигнала — дополнительные обработки могут просто не понадобиться. Секреты гитарного звука скрываются и в самой гитаре — для чего предназначены все регуляторы и переключатели на верхней деке инструмента? И только после того, как вы полностью разберётесь с гитарой, усилителем и кабинетом (или комбиком) можно делать вывод о том, какая именно обработка из трёх вышеупомянутых вам нужна. И, конечно, не забывайте о характере той музыки, что вы собираетесь исполнять.