Как Крис Сквайр создавал своё фирменное басовое звучание
Эволюция уникального звучания сооснователя Yes.
Классическое звучание Криса Сквайра лучше всего можно описать как “лязгающее”, и “дёрганное”, но лучше любых словесных описаний станет банальное прослушивание таких работ как Roundabout. Крис считал басовые партии - основой песен, отвечая на подобные вопросы с юмором. Тем не менее, это в полной мере описывало его отношение к игре на басу.
Многие знают, что Сквайр играл на басу Rickenbacker 1964-го года - редкой модели RM1999, импортированной в Британию. “Когда они пришли в Англию, Пит Куэйф из the Kinks купил один, Джон Энтвистл купил другой. Я работал в музыкальном магазине Boosey & Hawkes и купил там третий. Это - превосходная гитара”.
Rickenbacker Сквайра прошёл через несколько важных изменений в течение жизни, самое радикальное из которых - перепайка инструмента для установки в него стерео-выхода в 70-е годы. Крис считал, что определенные эффекты лучше работают конкретно с нековым или бриджевым звукоснимателем - концепт, который затем начали копировать многие знаменитые басисты.
Другие модификации были сделаны в середине 80-х лютье Майклом Тобиасом. “Если я правильно помню, - комментирует тот, - голову баса ломали не один раз. Когда мне принесли гитару, он держался на честном слове, клея почти не осталось. Разлом шёл практически прямо от верхнего порожка. Я установил новую анкерную систему и постарался воссоздать оригинальную голову, используя нужное дерево”.
Оказалось, что бриджевый звукосниматель, который, по словам Сквайра, грешил металлическими призвуками, пришёл в негодность к тому моменту, как бас попал в руки Тобиаса. “Он был мёртв, - вспоминает лютье. - Я установил новый звукосниматель от Rickenbacker, но Крису не понравилось звучание, поэтому я немного поработал со старым, однако он уже не мог снимать вибрации в полной мере”.
В своей карьере Сквайр использовал десяток различных басов, включая четырёхструнные Lakland и Yamaha, а также - Fender Telecaster и Jazz Bass. В качестве самых известных моделей, на ряду с Rickenbacker, можно отметить трёхгрифовый Wal и бас Джима Морадиана зелёного цвета.
В любом случае, Сквайр всегда использовал струны Rotosound серии Swing Bass стандартного калибра, поясняя, что они также были важным элементом его фирменного звучания.
“Первым человеком, который использовал этот бренд из моего окружения, был Джон Энтвистл, - делится Сквайр. - Насколько я помню, он во многом помогал Джеймсу Хау, владельцу компании, с разработкой басовых струн. Джон сказал Джеймсу, что хотел бы получить звучание, как будто бы он играет не на басу, а в нижних октавах рояля. Мне дико нравилось звучание Джона, поэтому я остановил свой выбор на Rotosound, и ни разу не пожалел!”
Что касается усилителя, Сквайр использовал различные бренды - от Sunn и SWR до Ampeg, а 100-ваттная голова Marshall Super Bass была его самым любимым вариантом.
Из эффектов Крис также предпочитал разнообразные бренды: в течение его карьеры в педалборде музыканта можно было найти такие педали как Maestro Fuzz-Tone, TC Electronic Stereo Chorus Flanger, TC Nova Reverb, Boss OC-3 Super Octave, MXR 1500, Korg Digital Reverb и так далее.